Трактор МТЗ-80 — технические характеристики, устройство, цена

трактор МТЗ 80

В 1974 году Минский тракторный завод приступил к серийному производству универсального колесного трактора под обозначением Беларус 80 МТЗ. Конструкция данной модели оказалась настолько удачной, что трактор МТЗ 80, пройдя несколько модификаций, выпускается по настоящее время.

Содержание

К особенностям модели, которые обеспечили такой продолжительный и массовый период производства следует отнести:

  • переднемоторный вариант компоновки;
  • простую полурамную конструкцию;
  • качественую схему трансмиссии,
  • устройство гидравлической системы трактора;
  • экономичное потребление топлива;
  • общую надежность.

Во многом благодаря указанным достоинствам, а также в соответствии с высокими технико-экономическими характеристиками трактора, на базе Беларус 80 МТЗ было налажено производство большого количества специализированной техники различного назначения. К наиболее интересным модификациям, по информации заводского каталога, следует отнести:

  • 80.1 – вариант с многофункциональной увеличенной кабиной;
  • 82 – полноприводная версия;
  • 80 МК – трактор для ЖКХ;
  • 80 Х – трехколесный вариант с одним передним колесом для хлопковых полей;
  • 80 Л – для сельхоработ в горных условиях;
  • Т 80У – трелевочный вариант для лесной промышленности.

Технические параметры и основные виды работы МТЗ 80

трактор МТЗ 80

Трактор МТЗ 80 обладает большой многофункциональностью благодаря следующим техническим параметрам (приведены характеристики выпускаемого в настоящее время варианта МТЗ 80):

  1. Привод – 4х2.
  2. Тяговый класс – 0,6.
  3. Грузоподъемность – 3,20 т.
  4. Двигатель – Д-243:
    1. Тип – дизельный, с непосредственным впрыском.
    2. Охлаждение – жидкостное.
    3. Количество цилиндров – 4.
    4. Объем – 4,75 л.
    5. Мощность – 81,60 л. с,
    6. Расход топлива (норма) – 4,6 л/маш-час,
    7. масса – 0,43 т.
  5. Габаритные размеры:
    1. База – 2,37 м.
    2. Полная длина – 4,12 м.
    3. Ширина – 1,97 м.
    4. Высота – 2,78 м.
  6. Трансмиссия:
    1. КПП – механическая, ступенчатая,
    2. количество передних передач – 18,
    3. количество задних передач – 4.
    4. Сцепление – однодисковая муфта.
    5. Скорость движения наибольшая (наименьшая):
    6. Переднего хода – 34,30 (1,90) км в час.
    7. Заднего хода – 9,25 (4,10) км в час.
  7. Гидросистема:
    1. Наибольшее давление – 20,0 МПа.
    2. Производительность – 45,0 л/м.
    3. Объем – 25,0 л.
  8. Общие данные:
    1. Масса – 3,15 т.
    2. Объем баков для горючего – 130,0 л.
    3. Агропросвет – 0,65 м.
    4. Радиус поворота – 3,77 м.
  9. Типоразмер шин:
    1. Передний мост – 9,00-20.
    2. Задний мост – 15,5R38.

Указанные в соответствии с каталогом технические характеристики обеспечивают МТЗ 80 возможность применения в различных видах работ.

Агрегатирование трактора

Буларус МТЗ 80

Беларусь 80 может выполнять следующие востребованные для механизированной техники операции:

  • пахота, культивация, боронование почвы;
  • внесение удобрений;
  • междурядная обработка;
  • транспортировка грузов;
  • погрузо-разгрузочные работы.

Такую многофункциональность и универсальность трактору МТЗ 80 обеспечивает возможность агрегатирования со следующим навесным и прицепным специализированным оборудованием (более 100 моделей):

  • различные типы пропашных плугов;
  • культиваторы навесные;
  • бороны навесные;
  • разнообразные сеялки и копалки;
  • полуприцепы и цистерны;
  • косилки в нескольких исполнениях (дисковые, навесные);
  • обмотчики рулонов;
  • бульдозерные отвалы;
  • уборочные щетки;
  • поливочные агрегаты.

Одним из самых востребованных агрегатов так называемой навески для МТЗ 80 является почвообрабатывающая фреза. Такая фреза обладает свойствами сразу нескольких приспособлений, а именно плуга, культиватора, дисковой бороны и используемая совместно с трактором МТЗ 80 заметно повышает скорость обработки земельных участков и снижает расход топлива потребляемого МТЗ на обработку единицы площади. Очень часто серийно сделанные фрезы не могут учесть характер земель, на которых им приходится работать, и не справляются со своими задачами.

Поэтому механизаторам и сельским специалистам приходится своими руками делать самодельные фрезы для трактора МТЗ 80, используя при этом чертежи серийной продукции, а также описания уже выполнивших модернизацию специалистов. По аналогичной причине своими руками приходилось изготавливать и самодельные культиваторы на МТЗ 80, при этом внося изменения в крепление заднего гидроцилиндра для навески.

Фронтальный погрузчик КУН позволяет трактору МТЗ 80 не только выполнять погрузочно-разгрузочные работы, но и обеспечивает возможность круглогодичного использования за счет уборки снега, а также погрузки силоса и сена в зимнее время. Серийно выпускаемые КУНы стоят дорого, а период их использования достаточно ограничен. Поэтому сельские специалисты очень часто своими руками по серийным чертежам изготавливают самодельные КУНы на МТЗ 80. Кроме того, иногда они бывают настолько универсальны, что предназначенный изначально КУН на МТЗ 80, может устанавливаться на все трактора агрохозяйства.

Основные системы и главные агрегаты трактора Беларус 80

трактор МТЗ 80

Кабина МТЗ 80

Для того чтобы эффективно использовать многофункциональность трактора необходимо создать комфортные условия для механизатора. Важную роль в этом составляет конструкция кабины на Беларус 80. На начальном этапе производства МТЗ 80 старого образца комплектовался малой кабиной, которая практически без изменений досталась ему по наследству от модели МТЗ 50.

Особенностью маленькой кабины трактора была простота конструкции, небольшой вес. Это позволяло легко снять кабину в условиях малооборудованных сельских мастерских и выполнить необходимый ремонт кабины своими руками.

Но, кроме простоты в ремонте такая малая кабина имела гораздо больше недостатков. К ним следует отнести наиболее ключевые:

  • отсутствие обшивки и как следствие низкая шумоизоляция;
  • недостаточная обзорность и освещенность;
  • неудачная схема электропроводки на щитке приборов;
  • сложность ремонта рулевой колонки без полного ее демонтажа.

Для частичного устранения указанных недостатков механизаторы своими руками вносили изменения или как сейчас говорят, проводили тюнинг в устройстве малой кабины МТЗ 80. К такому тюнингу относились следующие действия:

  • монтаж самодельной в основном войлочной обшивки;
  • установка дополнительных светильников;
  • изменение угла наклона рулевой колонки МТЗ 80;
  • использование самодельного дворника на заднем стекле и увеличенных боковых зеркал.

Но все эти локальные работы по улучшению и тюнингу старой кабины трактора МТЗ 80 носили локальный характер и не позволяли качественно улучшить условия труда для механизаторов. Поэтому в середине восьмидесятых годов была разработана и затем запущена в производство модификация Беларус МТЗ 80.1 с большой кабиной.

Основные преимущества новой кабины:

  • высокая герметичность;
  • хорошие теплоизоляционные и шумопоглощающие свойства;
  • увеличенная коррозийная стойкость;
  • широкое круговое остекление;
  • измененное устройство рулевой колонки;
  • возможность ремонта своими руками в сельских условиях;
  • возможность индивидуальной регулировки рулевой колонки.

В настоящее время Беларус 80 производится только с большей по габаритам кабиной.

Двигатель Беларус 80

трактор МТЗ 80

На первых этапах своего производства трактор МТЗ 80 комплектовался двигателем Д 240, в дальнейшем основным стал дизель Д 243. Его основные отличия состояли в увеличенной мощности 81,60 л. с. (78,0 л. с. — Д 240) и меньшим удельным расходом топлива 226 против 238 г/кВт*ч. Для обоих силовых агрегатов присуща высокая надежность, довольно низкая чувствительность к качеству топлива и качественные тяговые свойства, несмотря на то, что сколько допустимо весит трактор МТЗ с грузом.

Важной операцией по ТО мотора на МТЗ 80 является регулировка клапанов. На дизельных агрегатах Д 240 и Д 243 такую регулировку клапанов необходимо выполнять каждые 480 работы МТЗ 80 с целью повышения надежности и снижения расхода топлива. При этом порядок регулировки клапанов на тракторе МТЗ 80 должен соответствовать схеме работы цилиндров дизеля 1-3-4-2, а величина зазоров в клапанах по результатам работы не должна превышать 0,25 мм.

Для запуска обоих дизелей использовался пусковой двигатель или электростартер. В настоящий период на трактор МТЗ 80 стандартно выполняется установка системы электрозапуска с применением стартера вместо пускача. Пускач или просто компактный двухтактный пусковой двигатель ПД-10 (используемое топливо – бензин) для МТЗ 80 состоит из двух основных узлов: одноцилиндрового двигателя и редуктора. Несмотря на простое устройство пускача МТЗ 80 он требовал постоянного обслуживания. К таким операциям относилось:

  • выставление зажигания запальной свечи;
  • прочистка и настройка карбюратора для уменьшения расхода топлива при запуске ДВС трактора МТЗ 80;
  • очистка фильтра.

Кроме того, трактор очень часто не заводился с пускача с первого раза в зимний период. А также в такое время трудно было завести и сам пускач. Поэтому чтобы избежать данных проблем механизаторы очень часто переделывали пускач на стартер. Такая переделка, позволяющая установить стартер, могла выполняться своими руками в условиях сельских мастерских.
В системе питания силового агрегата МТЗ 80 применяется ТНВД 4УТНИ с приводом от коленчатого вала. В устройстве ТНВД основными являются следующие элементы:

  • плунжерная пара;
  • кулачковый вал;
  • подкачивающий насос;
  • всережимный регулятор.

Основой экономичной и нормативной тяговой работой двигателя МТЗ 80 служит правильно установленное зажигание в ТНВД или как его еще называют угол опережения впрыска топлива. При правильно выставленном угле топливо в цилиндры дизеля должно поддаваться конкретно в заданный период при окончании такта сжатия. Несвоевременная подача вызывает износ и разрушения в работе узлов мотора.

В случаях нарушения фазы подачи топлива ТНВД, определить неисправность без применения специальных стендов очень сложно, а выполнить ремонт и регулировку насоса своими руками без специнструмента практически невозможно.

В целях обеспечения Беларус МТЗ 80 электроэнергией в паре с двигателем применяется генератор трехфазный Г-306 Д. Для выработки электрического тока, согласно схеме подключения, генератор соединен с соответствующим шкивом силового агрегата клиновидным ремнем размером 11х10х1250, где (в мм):

  • 11 – ширина сечения;
  • 10 – высота сечения;
  • 1250 – расчетная длина.

Генератор трактора МТЗ 80 это сложное электротехническое устройство. Поэтому для надежной и долговременной работы Г-306 Д необходимо выполнять все требования по техническому обслуживанию, так как осуществить его ремонт своими руками достаточно трудно. Обычно для проведения ремонтных работ необходимы специальные контрольно-измерительные приборы.

Ходовая часть Беларус 80

трактор МТЗ 80

Ходовая часть имеет устройство в виде тележки. Основными элементами такой схемы служат:

  • задний мост МТЗ 80;
  • передний мост МТЗ 80;
  • колеса;
  • полурамный остов.

Передний мост является опорой для передней части МТЗ 80 и одновременно с рулевым механизмом осуществляет направленное движение всего трактора. Устройство переднего моста состоит из следующих основных деталей:

  • балки;
  • валов поворотных цапф;
  • выдвижной трубы;
  • рулевых тяг.
  • полуосей.

Одним из недостатков при движении трактора с задним приводом является нмзкая управляемость. С целью ее повышения, особенно в прошлом веке, механизаторы применяли следующее изменения:

  • переделывали рулевое управление на дозатор;
  • устанавливали на МТЗ 80 в качестве переднего моста аналогичный мост от ГАЗ 66;
  • адаптировали передний ведущий мост от владимирского трактора Т30А-80.

При этом установка переднего моста от автомашины и от компактного трактора Т30А совместно с блокировкой заднего моста и изменением регулировок заднего моста заметно улучшали проходимость Беларус 80. Для осуществления технического обслуживания и ремонта приходилось руководствоваться схемами по ремонту и каталогами указанных транспортных средств.

Переделка рулевого управления на МТЗ 80 с колонки на дозатор с насосом, кроме повышения управляемости, снижала усилия для работы с рулевым колесом. А также установка дозатора или переоборудование рулевого управления трактора под насос-дозатор упрощало обслуживание и продлевало сроки службы рулевого механизма.

Трансмиссия Беларус 80 МТЗ

Белорусь МТЗ 80

Механическая трансмиссия трактора МТЗ 80 состоит из следующих агрегатов:

  • муфта сцепления;
  • МКПП;
  • понижающий редуктор (промежутка);
  • задний мост с датчиком автоматической блокировки дифференциала;
  • задний ВОМ.

Беларус 80 это многофункциональный трактор, который используется на различных операциях, поэтому качественная работа всех устройств трансмиссии позволяет эффективно выполнять данные олерации. С этой целью механизаторами своими руками проводится регулировка сцепления на МТЗ 80, а также регулировка ВОМ.

Основными элементами сцепления МТЗ 80 являются корзина сцепления, диск сцепления и муфта. Качественная работа сцепления во многом зависит от регулировки лапок корзины и состояния диска. Очень часто правильно отрегулировать сцепление не удается из-за деформации диска. В таких случаях ремонт осуществляется механизатором своими руками за счет его замены.

Регулировка ВОМ является очень важной операцией, так как данное устройство обеспечивает качественную работу спецоборудования трактора МТЗ 80. Такой вал на Беларус 80 может обладать как независимой, так и синхронной схемой привода ВОМ. Использование двух вариантов обеспечивает применение зубчато-кулачковой муфты переключения привода ВОМ.

Применяемый на тракторе МТЗ 80 понижающий редуктор или промежутка используется при работе с оборудованием, требующим пониженных эксплуатационных скоростей. Согласно используемой схеме это устройство может работать только на первой и второй передаче движения трактора.

Понижающий редуктор, применяемый на Беларус 80, обладает высокой надежностью. Редкие ремонты чаще всего связаны с поломкой двухвенцовой шестерни. Выполнить замену и отрегулировать ее механизатор может самостоятельно, но в связи с тем, что выпущено большое количество модификаций трактора, требуемую шестерню необходимо подбирать по каталогу данной сельхозмашины.

Повысить проходимость МТЗ 80 позволяет применение в конструкции заднего моста стандартной автоматической блокировки дифференциала. Эта система удобна на полевых работах, позволяя избежать пробуксовки колес. Но для преодоления труднопроходимых участков она не подходит. Поэтому очень многие трактора МТЗ 80 переделаны механизаторами своими руками с автоматической блокировки дифференциала на механику. При этом управление устройством включения блокировки с помощью вала выносится на педаль в кабине.

Принцип работы состоит в том, что при нажатии на педаль включается блокировка дифференциала и задние колеса начинают работать с одинаковой скоростью вращения, что позволяет преодолеть труднопроходимый участок. Но использовать такую работу блокировки можно только на кратковременных режимах. Длительный режим, а это движение более пяти километров, приводит к поломке полуосей и последующему ремонту.

В целях поддержания трансмиссии в работоспособном состоянии, кроме указанных работ по агрегатам, необходимо соблюдать полноту и своевременность техническое обслуживание (ТО) МТЗ 80. Кроме обслуживания трансмиссии, необходимо выполнять ТО двигателя, гидросистемы и электрооборудования. Наиболее трудоемким и важным является ТО 3, которое выполняется каждые 960 моточасов работы трактора. Выполнение регламента ТО трактора призвано обеспечить его надежную и долговременную эксплуатацию.

Заключение

Универсальность, экономичность, стоимость наряду с общей надежностью и ремонтопригодностью стали основой высокой популярности, сделав трактор МТЗ 80 поистине легендарным.