Трактор Т-130 — технические характеристики и особенности

Трактор т-130

Когда стало ясно, что бульдозер Т-100 устаревает, специалисты челябинского тракторного завода разработали и запустили в серию гусеничный трактор Т-130. Первые экземпляры машин покинули цеха ЧТЗ в 1969 году. Характеристики новой модели выглядели неплохо, но по своему уровню она не дотягивала до зарубежных аналогов такого рода техники.

Содержание

Непростое наследство

трактор 130

Истоки недостатков трактора Т-130 очевидны: являвшаяся, по сути, дальнейшей модернизацией Т-100, машина обзавелась новой силовой установкой и более комфортабельной кабиной, но сохранила конструктивно устаревшие элементы шасси.

Возросший вес и увеличившийся крутящий момент двигателя стали причиной возрастания нагрузок на подвеску и трансмиссию. Это, в свою очередь, приводило к существенному сокращению ресурса отдельных агрегатов.

Несмотря на то, что разработчики осознавали проблемы, возникшие на Т-130, бульдозер всё же пошёл в производство. Более того, со временем машина претерпела целый ряд модернизаций и была оснащена ещё более мощным мотором. По мнению создателей, низкая стоимость и доступность запасных частей позволяли закрыть глаза на общие недостатки конструкции.

Особенности конструкции и технические характеристики Т-130

трактор бульдозер т 130

Сказалась и острая необходимость в технике такого класса. Тем более что на момент запуска в серию трактора Т-130, технические характеристики машины выглядели многообещающе.

Двигатель

На первой модификации, получившей обозначение Т-130А, устанавливался разработанный ЧТЗ двигатель Д-130 (не путать с силовым агрегатом Владимирского завода, имеющим аналогичную маркировку). Особенностями этого четырёхцилиндрового мотора были:

  • Нераздельная камера сгорания, изготовленная заодно с поршнем.
  • Система турбонаддува.

По сути, это был уже знакомый трактористам Д-108, устанавливаемый на Т-100. За счёт турбонаддува мощность возросла до 140 л. с., а расход топлива остался на прежнем, 175 г/л. с. в час, остался на прежнем уровне. Но даже система запуска, с помощью бензинового двигателя ПМ-23, осталась прежней.

Описание техники рекомендует использовать для работы пускача бензин А-72, смешанный в пропорции 20:1 с дизельным моторным маслом.Однако следует знать, что не все детали этих моторов взаимозаменяемы. Так, например, на двигатель Д-160 нельзя устанавливать коленчатый вал от Д-130. Из-за увеличившейся мощности деталь пришлось подвергнуть дополнительному упрочнению. Вал старого образца не выдержит возросших нагрузок.

Начиная с 1981 года, на смену Д-130 приходит ещё более мощный силовой агрегат, Д-160, отличавшийся увеличенной степенью нагнетения и конструкцией некоторых узлов. Расход топлива возрос незначительно, составив 180 г/л. с. в час, а вот фланец приводного вала КПП теперь приходилось менять ещё чаще. Именно Т-130 этой комплектации встречаются сегодня в эксплуатации чаще всего.

Даже при наличии пускового двигателя, запуск силового агрегата Т-130 при низких температурах – дело непростое. Не в последнюю очередь из-за не слишком удачной конструкции ПМ-23.

Трансмиссия

трактор бульдозер 130

Серьёзным изменениям подверглась коробка передач. Новый агрегат имел 8 ступеней для движения вперёд и 4 для движения назад. Но передаточные числа были подобраны не слишком удачно. При старте с места и переходе с одной ступени на другую, у Т-130 нередко случаются резкие рывки, жертвой которых в первую очередь становится именно фланец приводного вала КПП.

Ограниченный ресурс имеет и первичный вал. Снять коробку передач для ремонта весьма непросто – её вес превышает 500 кг. Тут потребуется специальное оснащение и помощь других людей. В одиночку массивный агрегат вы точно не снимите.

Не добавляет надёжности и механизм поворота, включённый в состав трансмиссии. Раздельного изменения скоростей вращения гусениц оказалось сомнительным достоинством, а вот число быстро изнашиваемых деталей возросло, и вес трактора снова увеличился. Оставляет желать лучшего и ресурс фрикционов.

Подвеска

трактор 130

Комфорт трактора также оставляет желать лучшего. Задний мост наглухо приварен к лонжеронной раме. Отсюда и полужёсткая конструкция подвески с поперечной балансирной рессорой. Недостаток можно было бы устранить, установив подрессоренное сидение. Но таким новшеством трактор похвастать не мог.

Весьма существенной стала масса модели, достигавшая 14320 кг. Для сравнения, колёсный трактор Т-30 весит в шесть раз легче. Несмотря на вес, машина относилась к тяговому классу 6 т.

Расширенные возможности

бульдозер т130

Разумеется, у Т-130 есть не только недостатки. Вал отбора мощности, возможность установки которого была предусмотрена конструкцией машины, существенно расширил список навесного оборудования, используемого для выполнения различных работ. Бульдозер стал по-настоящему универсальным.

Кабина стала более просторной, а обзор из неё улучшился, что существенно упростило работу оператора. Теперь он мог лучше видеть, как функционирует навесное оборудование. Уделили внимание и акустическому комфорту, использовав в конструкции кабины новые шумоизоляционные материалы.

Не всё так просто

бульдозер

По популярности среди бульдозеров с Т-130 мог соперничать разве что с трактором Т-74, трактор неплохой, но относившейся к менее мощному тяговому классу 3 т. Основная причина, по которой всё ещё можно встретить находящийся в эксплуатации трактор-ветеран, это умеренные цены на детали и агрегаты.

Но следует понимать, что низкая стоимость комплектующих ещё не означает простоту обслуживания. Задаваясь вопросом о том, как снять звёздочку (ведущую шестерню) Т-130, многие даже не подозревают, что эта процедура – всего лишь одна из операций по обслуживанию бортового редуктора. Повреждённая звёздочка, чаще всего, является лишь видимой частью проблемы, которая, на деле, гораздо серьёзнее.

Натолкнувшись на объявления о продаже Т-130, скажем, 1997 года выпуска, можете быть уверены, что это если и не откровенный обман, то честное заблуждение. Производилась некогда популярная модель лишь в период между 1969 и 1988 годами. Позже ему на смену пришла модель Т-170, в которой были использованы многие технические решения предшественника. Несмотря на определённое сходство, это уже другой трактор.