Трактор Т-38 — модификации и основные параметры

синий трактор т 38
По окончании Великой Отечественной войны требовалось срочно пополнить парк пропашных тракторов, использовавшихся в сельском хозяйстве. В короткие сроки на производство была поставлена модель КД-35. Но спешка – не лучший помощник. В ходе разработки были допущены ощутимые просчёты. Даже модернизации, благодаря которым появилась на свет модификация КДП-35, не помогли исправить положение. Осознавая недостатки выпускавшейся техники, специалисты Липецкого завода спроектировали гусеничный трактор Т-38.

Содержание

И хотя в его основе лежали многие решения, использованные на модели КДП-35, это была уже качественно иная техника. Тем не менее она тоже не была лишена определённых недостатков, основным из которых была недостаточная мощность силового агрегата.

Основные параметры и технические характеристики

трактор т 38 в музее

Чтобы в полной мере оценить возможности трактора Т-38, стоит изучить его технические характеристики и описание конструкции. Популярная модель оснащалась:

  • Торсионной подвеской гусеничных тележек, благодаря которой механизатору обеспечивался достаточный, по понятиям того времени, комфорт.
  • Двойными конечными передачами с дополнительными редукторами, увеличивавшими просвет до 610 мм.
  • Коническими подшипниками катков, защищёнными от попадания грязи торцевыми уплотнениями. Смазка для этих подшипников подавалась через специальную централизованную систему. Благодаря такой особенности, время обслуживания ходовой части сократилось в 3 – 4 раза.
  • Раздельно агрегатной навесной системой, функционирующей за счёт одного или двух выносных цилиндров. Это позволило комплектовать трактор Т-38 различным навесным и буксируемым сельскохозяйственным оборудованием.
  • Валом отбора мощности зависимого типа с постоянным числом оборотов.
  • Трансмиссией с ручным управлением, имеющей пять передач переднего и одну передачу заднего хода, благодаря которой достигалась скорость 9,7 км/час.
  • Комплектом гусениц: стандартных, шириной 200 мм, и дополнительных, шириной 280 мм. Последние позволяли эксплуатировать машину на рыхлом грунте.
  • Дизельным силовым агрегатом Д-40, развивавшим максимальную мощность в 45 л. с. и крутящий момент 16,3 кГм. Его старт производился с помощью бензинового пускового двигателя ПД-10М.

Особое внимание было уделено снижению центра тяжести. Отзывы тех, кому довелось эксплуатировать эту модель, говорят однозначно: трактор мог успешно двигаться поперёк пашни и, при определённом опыте механизатора, преодолевать значительные препятствия. Неслучайно именно он был выбран в качестве транспортного средства, обслуживающего знаменитую дрейфующую станцию Северный полюс-13. И всё же энерговооружённости не хватало.

Дальнейшая модификация

трактор с переди

Разработчики учли главные недостатки своего детища и выполнили ряд доработок, благодаря которым в 1961 году появилась следующая модификация – трактор Т-38М. Главным стало увеличение мощности силового агрегата до 50 л. с. Максимальная скорость возросла до 10,3 км/час.

Но даже сделанные модернизации не позволили существенно улучшить характеристики машины. Тем не менее, её довольно долго производили на Липецком и Владимирском заводах и выпустили общим количеством 26 300 единиц в модификации Т-38, и 103 800 единиц в модификации Т-38М. Пробыв на конвейере с 1958 по 1973 год, она уступила место более современной и производительной технике.

На заслуженном отдыхе

Памятник трактору т 38

Сегодня некогда популярную модель можно встретить разве что в музеях и на постаментах. Интерес к ней проявляют не практический, а исторический. Поскольку выпуск машины давно прекращён, то проблемы с обслуживанием и запасными частями делают её эксплуатацию нецелесообразной.

Не найти в сети и отзывы о работе некогда распространённой техники. Оно и понятно, ведь использовавшие её механизаторы уже давно на пенсии, как и сам трактор Т-38. Но память о ветеране отечественного машиностроения ещё жива.