Трактор Т-4 — технические характеристики, достоинства и недостатки

трактор т-4
Ответом на проблемы, возникшие при освоении сложных для обработки земель, стал трактор Т-4, серийное производство которого было налажено в 1965 году на Алтайском тракторном заводе. Машина относилась к тяговому классу 4 т и, ввиду своей относительно высокой стоимости, не стала по-настоящему массовой. Тем не менее, благодаря своим техническим характеристикам, машина была востребована.

Содержание

Несколько раз её модифицировали и выпускали на протяжении сорока с лишним лет. Последние экземпляры были произведены в 1998 году. Из-за ряда проблем оценить, сколько всего было выпущено экземпляров популярной техники, пока не представляется возможным.

Чем же так приглянулся трактор Т-4 потребителю? Что стало причиной востребованности не такой уж и простой в эксплуатации техники. Чтобы это понять, нужно, прежде всего, изучить технические характеристики Т-4.

Двигатель

траткор т 4,1
Важнейшим фактором, обеспечившим успех выпускаемого на АТЗ гусеничного трактора, стал силовой агрегат. Отказавшись от традиционных для многих моделей четырёхцилиндровых двигателей, конструкторы отдали предпочтение рядному шестицилиндровому мотору, работавшему на солярке.

Первая версия, получившая заводскую маркировку А-01МСИ-1, в процессе производства претерпела ряд изменений, коснувшихся, в основном, эксплуатационных качеств. Дальнейшие модификации получили, соответственно, маркировку А-01МРСИ-1 и А-01МКСИ-1. Но основные параметры агрегатов остались на прежнем уровне:

  • Максимальная мощность, на моторах ранних годов выпуска достигавшая 110 л. с., впоследствии была увеличена до 135 л. с. (99 кВт). Такие показатели изначально обеспечивали трактору Т-4 высокую тяговооружённость, которой не могли похвастать другие трактора, выпускавшиеся в СССР в середине шестидесятых годов.
  • Конструктивная масса – 1150 кг. Значительный вес, с учётом высокой мощности двигателя, не становился препятствием для его использования.
  • Рабочий объём – 11,15 литра при диаметре цилиндров 130 мм и ходе поршней 140 мм.

Частота вращения коленвала (номинальная) составляет 1700 об/мин, а запас крутящего момента оценивается в 25%. Несмотря на мощность и размеры, агрегат демонстрирует низкий – 163 г/л. с. в час – расход топлива. В своё время это был едва ли не лучший показатель среди тракторных двигателей такого класса, производившихся в СССР.

Специалисты, которым доводилось эксплуатировать рядные шестицилиндровые двигатели, знают, что такие моторы обладают исключительно ровными тяговыми характеристиками и хорошо сбалансированы. Двигатели, устанавливаемые на трактор Т-4, в этом смысле не являлись исключением из общего правила. Их единственным серьёзным недостатком принято считать повышенную шумность, требующую установке в кабине хорошей шумоизоляции.

Трансмиссия и подвеска

трактор т 4
Под стать двигателю подобрали и коробку передач. Правда, на машинах ранних годов выпуска она имела 4 ступени для движения вперёд и столько же – для движения назад. Но четырёх передач оказалось недостаточно и позже устаревшую КПП заменили более совершенным агрегатом с 8 ступенями переднего и 4 – заднего хода, обеспечивающим довольно плавный разгон.

Правда, максимальная скорость – 9,17 км/час – оказалась более чем скромной. По этому параметру Т-4 уступает другим гусеничным тракторам, производившимся одновременно с ним в нашей стране. Зато низкая скорость компенсируется высоким коэффициентом тяги.

В конструкции полужёсткой подвески применены технические решения, аналогичные решениям, использованным на тракторах Т-100м и Т-130. В задней части гусеничные тележки связаны жёстко закреплённой осью. В задней – опираются на поперечную рессору.

С учётом значительного, 380 мм, дорожного просвета, такая система подвеса гусеничных тележек обеспечивает машине высокую проходимость, но комфортабельной её не назовёшь. Зависимый вал отбора мощности и развитая раздельно-агрегатная система позволяют устанавливать на трактор Т-4 разнообразное навесное оборудование.

  • Разнообразные плуги, максимальное количество корпусов которых может достигать пяти.
  • Агрегаты для сплошного культивирования и бороны.
  • Однозубые рыхлители.
  • Косилки и сеялки.
  • Навесные корчеватели.

А также другое оснащение, существенно расширяющее область применения техники.

Массогабаритные характеристики

трактор т
Весит трактор не так уж и много. Его масса в ранних модификациях составляет 7700 кг, а в поздних – 9000 кг. Благодаря ширине башмаков гусениц в 420 мм давление на грунт, даже у машин последних модификаций, не превышает 0, 47 кг на квадратный сантиметр. На приемлемом уровне находятся и габариты. При длине 4445 мм Т-4 имеет ширину 1962 мм и высоту 2585 мм.

Суммировав отзывы тех, кому доводилось эксплуатировать разные модификации популярной модели, можно получить вполне определённую картину достоинств и недостатков трактора.

Достоинства

трактор 4 т
Его положительными качествами являются:

  • Высокая проходимость, обеспечиваемая тяговыми характеристиками двигателя, конструкцией подвески и подбором передаточных чисел коробки передач.
  • Мощная отопительная система, позволяющая эксплуатировать технику даже в сильные морозы.
  • Хороший обзор и герметичность кабины, особенно на машинах последних годов выпуска.
  • Высокий ресурс, дополняемый доступностью запасных частей. Ведь выпуск модели продолжался до 1988 года, а двигатели семейства А-01 производятся и сегодня.

Недостатки

трактор 4
Есть, разумеется, и недостатки:

  • Малый запас прочности штатных гусениц.
  • Низкий ресурс и трудность замены фрикционных лент.

В целом трактор Т-4 сложнее в обслуживании других тракторов, производившихся одновременно с ним в СССР. Но это ещё не повод отказываться от использования хорошо зарекомендовавшей себя машины, которую ещё частенько можно встретить в различных хозяйствах. Ведь со своими задачами она справляется действительно хорошо.

Мы продолжаем цикл статей о тракторах, производившихся в нашей стране. Если вас интересует эта тема, читайте дальше, и вы сможете узнать много нового. Например, о том, какими преимуществами обладает трактор Т-25. Или о том, какустроена на Т-40 коробка передач. Заинтригованы? Тогда почаще заходите на наш сайт!