Бульдозер Б10М (ЧТЗ): технические характеристики болотохода, цена, фото

Б10М — бульдозерно-рыхлительный аппарат челябинских машиностроителей

Бульдозеры

В продолжение темы про машины производства «ЧТЗ» хочу рассказать о бульдозере Б10М и его модификациях. Техника, разработанная уральскими инженерами, всегда славилась надёжностью и неприхотливостью в обслуживании.

Внешне аппарат можно перепутать с трактором Т-170, что не удивительно, ведь за основу новой машины взяли именно это шасси. Однако «десятку» оснастили более тяговитым двигателем, производительной гидравликой и усиленной трансмиссией.

Назначение

Спецтехника востребована на предприятиях нефтяной, газовой, горной, лесной промышленности. Бульдозер часто можно встретить на стройплощадках или при проведении мелиоративных мероприятий. бульдозер б10м

Без предварительного рыхления аппарат может справиться с грунтами I-III категории. Машина уверенно работает с песком, гравием, суглинком любой плотности или лёгкой глиной.

При использовании рыхлителя возможно послойное копание грунта IV категории (промёрзшая почва любого состава). Кроме этого, машину задействуют при расчистке снежных завалов — предельная температура эксплуатации составляет -50 °C.

Рабочие параметры

Отдельного хочу рассказать про техническую сторону оснащения бульдозера. Тяговые, прочностные и эргономичные параметры делают его востребованным в своем классе.

Таблица №1. Технические характеристики.

Параметр Значение
Мотор Д-180

ЯМЗ-236Н-3

Мощность (ярославского мотора), л. с. (кВт) 190 (139,7)
Скорость, км/ч Вперёд 0-8,78; назад 0-10,91
Клиренс, мм 435
Распределённое давление на грунт, кПа 55
Вместительность бака для горючего, л 320

Силовой блок

Возможна комплектация бульдозера двумя вариантами двигателей. Базовую модель оснащают силовым агрегатом Д-180. Это рядный четырёхцилиндровый мотор с турбонаддувом. Охлаждается он жидкостью. Механизаторы отмечают его неприхотливость, надежность и высокую ремонтопригодность.

Параметры Д-180:

  1. Обороты коленвала — 1250 об/мин.
  2. Объём цилиндров —14,45 л.
  3. Запас по крутящему моменту — 25 %.
  4. Средний показатель расхода топлива — 218 г/кВт∙час (160 г/л. с.∙час).
  5. Диаметр цилиндра х ход поршня, мм — 150 х 205.
  6. Соответствие экологическим нормам — ЕВРО-2.

Нюанс штатного двигателя: он может работать на дизтопливе, керосине или газовом конденсате.

Второй вариант силовой установки — мотор ЯМЗ-236Н-3, который собирают на заводе, расположенном в Ярославле.

Это шестицилиндровый V-образный дизель с механической системой подачи топлива и непосредственным впрыском. Охлаждение у двигателя жидкостное, а для повышения мощности предусмотрен турбонаддув.

Характеристики мотора:

  1. Обороты коленвала — 2100 об/мин.
  2. Объём цилиндров — 11,15 л.
  3. Крутящий момент — 882 Н∙м (при 1300 об/мин).
  4. Потребление горючего — 215 г/кВт∙час (159 г/л. с.∙час).
  5. Диаметр цилиндра х ход поршня, мм — 130 х 140.
  6. Соответствие экологическим нормам — 1 класс — ГОСТ Р 41.96-2005, Евро-2.

Силовая передача, ходовая

За передачу крутящего момента отвечает механическая или гидромеханическая трансмиссия. Первая представлена 8-скоростной коробкой передач и гидросервером для управления поворотным механизмом.

В аппаратах последних годов выпуска отказались от муфты сцепления, гидротрансфоматора в пользу карданного вала. Такая конфигурация повышает КПД бульдозера и снижает потребление горючего.

Второй тип трансмиссии — гидромеханическая. Она состоит из трёхколёсного одноступенчатого гидротрансформатора, планетарной 3-скоростной реверсивной КПП, бортовых редукторов.

Для такой конфигурации характерны эффективность, плавность и эргономичность работы. Механизатор прилагает меньше усилий для управления техникой, навесным оборудованием. Кроме того, возможен быстрый реверс и оперативная смена ступени без разрыва крутящего момента.

Тележка ходовой имеет трёхточечную подвеску и микроподрессоренную балансирную балку. Вес базового аппарата воспринимают 6 опорных катков, болотоход (отдельную модификацию) удерживают 7. Гусеницы собирают из башмаков шириной 0,5 м.

Шарнирное соединение элементов оснащено уплотнением Duo Con, которое защищает трущиеся поверхности от попадания грязи. Приводная звёздочка сегментирована: съёмные детали обеспечивают длительный ресурс и лёгкость ремонта.

За маневрирование отвечают бортовые фрикционы, установленные перед конечными редукторами. Это постоянно замкнутые муфты с износостойкими металлокерамическими дисками.

Их активацию выполняет гидравлический сервопривод. Помогают при совершении разворотов ленточные тормоза, которые останавливают привод.

Гидравлическая система

Бульдозер оснастили раздельно-агрегатной гидросистемой. Её питает шестерёнчатый насос НШ-100А-3Л. При частоте вращения 1823 об/мин он выдаёт 180 литров в минуту рабочей жидкости, давление которой ограничивает предохранительный клапан на уровне 20 МПа.

Управляет потоками гидромасла трёхзолотниковый распределитель на четыре позиции.

Подъём ножа осуществляет длинноходный цилиндр диаметром 100 мм, перекос отвала и позиционирование рыхлителя выполняют исполнительные механизмы с сечением 160 мм.

Общая характеристика

Экстерьер бульдозера нельзя назвать изящным. Он скорее аскетичный. Кабина, моторный отсек имеют простые лаконичные формы. Но в них просматривается сила стальных конструкций, направленная на обеспечение тяговых характеристик.

Кроме того, аппарат оборудовали валом отбора мощности, необходимый для передачи вращения на тяговую лебёдку, расширяющую возможности машины в лесозаготовительной отрасли. бульдозер б10м

Размеры

Представитель 10 тягового класса по определению не может иметь выдающиеся габариты. Шасси получилось компактным. Однако кабина оказалась очень просторной.

Таблица №2. Размеры.

Наименование Значение
Масса базового аппарата с рыхлителем, кг 20965
Высота по крыше кабины, мм 3250
Ширина по краям гусеничного полотна, мм 2480 (2882 для болотохода)
Габаритная длина (с отвалом, рыхлителем), мм 67200
Длина шасси, мм 4325
Ширина колеи, мм 1880
Расстояние между осями приводной звёздочки и обводного колеса, мм 2880

Рабочее место

Кабина представлена сварной металлической конструкцией с круговым обзором. Доступ в неё возможен с правого и левого бортов. В ней установлено водительское сиденье типа PILOT.

Кресло разместили на виброгасящих демпферах, его можно регулировать в нескольких плоскостях. Для комфорта механизатора предусмотрен монтаж нескольких типов отопителей.

Это автономные устройства, обогревающие салон даже при остановленном двигателе либо использующие тепло его охлаждающей жидкости.

Производитель может предложить опциональное оснащение кабины (возможен вариант поставки даже без неё). Для работы в условиях северных регионов возможна установка стеклопакетов и производительного калорифера. Южным исполнениям доступен монтаж кондиционера, а на стёкла нанесут тонировку.

Кроме того, кабину можно оборудовать компонентами ROPS (FOPS), призванными защитить водителя в случае опрокидывания машины или падения тяжёлых предметов на крышу.

Управление рабочими механизмами

Активацию навесных орудий механизатор выполняет непосредственно из кабины. Положение отвала регулирует соответствующий двухходовой рычаг, который поднимает или опускает конструкцию, а также изменяет наклон ножа в вертикальной плоскости. За работу гидроцилиндра рыхлителя отвечает отдельная рукоятка.

На шасси можно установить тяговую лебёдку, которая получает вращение через ВОМ бульдозера. Она решает сразу несколько задач:

  1. Выполняет буксировочные работы при прокладке коммуникаций в земле.
  2. Участвует в ликвидации различных завалов.
  3. Облегчает вырубку просек в лесозаготовительной отрасли.
  4. Помогает в восстановлении железнодорожного сообщения.

Активируют лебёдку с помощью установленных в кабине соответствующих рычагов. Гидропривод позволяет не прикладывать чрезмерных усилий при включении или отключении тягового устройства.

Нюансы эксплуатации

Челябинские машины всегда славились продуманной конструкцией и удобными зонами контроля. Лёгкость в обслуживании и оперативный ремонт одни из плюсов техники.

Кроме того, высокая доля унификации с другими аппаратами облегчает поиск запасных частей, с чем у владельца проблем возникнуть не должно. Особо хочу отметить низкую цену комплектующих по сравнению с зарубежными аналогами.

Исполнения

В каталоге «Челябинского тракторного завода» значатся несколько модификаций базового аппарата «БМ 10», разработанные для применения в определённых условиях. Из популярных могу указать:

  • Б10МБ — болотоходный вариант с увеличенной опорной поверхностью башмаков;
  • Б10М2 — модифицированная версия базовой машины.

Кроме того, возможен выпуск исполнений с определённым предустановленным навесным оборудованием и двигателем.бульдозер чтз б10м

В этом случае шасси присваивают четырёхзначный числовой индекс с литерой. Например, обозначение «0101Е» информирует, что на машину устанавливают дизель Д-180 и бульдозерное оборудование типа «Е».

Плюсы, минусы

Челябинская спецтехника имеет несколько положительных сторон по сравнению с другими представителями этого класса машин.

Хочу отметить некоторые из них:

  1. Простота эксплуатации, обслуживания. Запчасти несложно достать как новые, так и с частично отработанным моторесурсом.
  2. Цена бульдозера и его ремонта.
  3. Навески рабочих орудий, предназначенных для узкого применения.
  4. Комфортабельная кабина, соответствующая действующим европейским стандартам в сфере эксплуатации спецтехники.

Однако пользователи машины озвучивают, что в конструкции есть проблемные узлы, поломка которых происходит относительно часто. Отказы связаны с гидросистемой: на морозе трескаются рукава высокого давления, подтекают сальники и уплотнения, сервоприводы начинают работать некорректно.

Стоимость нового, подержанного бульдозера, аналоги

Аппарат только с конвейера будет стоить примерно 3,5-4 млн. руб. При заказе дополнительного оборудования сумма может увеличиться на 50 %.

На вторичном рынке бульдозер оценивают в 1,5-2,5 млн. руб. В качестве альтернативы могу указать челябинский «Б11» или китайский Shantui SD16.

Видео

За более чем десятилетнюю историю техника челябинских машиностроителей показала себя только с положительной стороны. В связи с этим бульдозеры оказались на многих стройплощадках. Распространение машина получила благодаря низкой цене, простоте обслуживания и эксплуатации.

Червоненко Александр Викторович
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
ТракторВорк.ру
Добавить комментарий

Adblock
detector