Фермеры часто спрашивают меня о тяжёлом мотоблоке МТЗ-12, его параметрах и расширении функционала. Надо сказать, что это последний аппарат в линейке почвообрабатывающего одноосного оборудования «Минского тракторного завода».
Он разработан для выполнения агротехнических мероприятий, перевозки грузов, работы в коммунальной сфере. По данным производителя, машина снята с производства, что вынуждает владельцев ремонтировать старую технику вплоть до полной замены отдельных узлов.
Параметры
Технические характеристики аппарата меня впечатлили: двухцилиндровый двигатель, выдающий 11 л. с., добротная трансмиссия и большие колёса создают иллюзию полноценного трактора. Собственно, мотоблок таковым и будет в связке с адаптером, разработанным специально для него.
Мне, как пользователю, хотелось бы видеть в мотоблоке выносливый силовой агрегат европейского или японского производства.
Однако наши двигатели менее прихотливы к качеству горюче-смазочных материалов, что важно при работе в сельской местности и проблемах с доставкой технических жидкостей. Кроме того, МТЗ-12 сможет перебрать механик с минимальными навыками по ремонту бензиновой техники.
Таблица №1. Технические характеристики
Параметр | Значение |
Двигатель | СК-12, четырехтактный, карбюраторный воздушного охлаждения |
Мощность, л. с. (кВт) | 11 (8,82) |
Объём цилиндров, см3 | 490 |
Расход топлива л/ч, (г/кВт*ч) | 3 (355) |
Размер шин, мм | 150 х 330 |
Колея, мм | 400, 650, 700 |
Дорожный просвет, мм | 300 |
Радиус разворота, м | 1 |
Глубина обработки, мм | 300 |
Габариты (Д х Ш х В), мм | 1885 х 850 х 1010 |
Вал отбора мощности | Зависимый |
Вес, кг | 148 |
Четырехступенчатая механическая коробка передач обеспечивает 4 скорости вперед и 2 назад. На максимальной ступени мотоблок движется со скоростью 9,6 км/ч.
Конструкция и принцип работы
Все компоненты и узлы крепят к чугунному литому корпусу трансмиссии. В нём же расположен дифференциал и многодисковое «мокрое» сцепление.
Управляют аппаратом посредством вынесенной рулевой штанги. Её можно настроить под оператора, поворачивая в вертикальной и горизонтальной плоскости. Все органы управления закреплены на рулевой штанге.
Дополнительные орудия
Для увеличения количества выполняемых работ МТЗ-12 оснастили сцепным механизмом. Он необходим для агрегирования с почвообрабатывающими и другими инструментами. В зависимости от типа орудия аппарат может:
- пахать, культивировать, бороновать землю;
- косить траву;
- сажать/выкапывать картофель;
- окучивать растения;
- подметать улицы;
- убирать снег.
Руководство пользователя
На мой взгляд, производитель составил чёткую и понятную инструкцию. В ней подробно описаны все компоненты мотоблока, их назначение и порядок работы.
После прочтения руководства у меня не осталось вопросов о том, как эксплуатировать аппарат. Полезной оказалась пошаговая инструкция по наладке и ремонту двигателя, трансмиссии.
Регулировка ГРМ
Нарушение зазора между клапанами и коромыслами происходит из-за износа деталей либо слабой фиксации регулировочного винта. Настройка ГРМ в двигателе СК-12 схожа с процедурами регулировки других моторов с верхнеклапанным расположением механизма.
Необходимо демонтировать крышку головки, отпустить контргайку и настроечным винтом установить требуемый зазор в соответствующих позициях коленвала. Сборку производят в обратной последовательности.
Производитель указал одинаковый зазор между клапанами и коромыслом. На холодном двигателе он должен быть в пределах от 0,1 до 0,2 мм.
Регулировка зажигания
В конструкции двигателя не предусмотрена настройка системы зажигания, но при работе мотора могут появиться провалы, трудности с запуском либо «плавающие» обороты.
В этом случае необходимо проверить свечу зажигания, высоковольтные провода, электрические контакты. Неисправные детали заменяют новыми, а ослабленные соединения обжимают плоскогубцами или специальным инструментом.
Основные неисправности, их устранение
При активной эксплуатации мотоблока я несколько раз сталкивался критическими отказами техники. Мотор сложно было запустить после зимнего хранения, он не выдавал нужного крутящего момента.
С трансмиссией проблем не возникало, за исключением затруднённого переключения скоростей. Перебои в работе двигателя удалось устранить после регулировки ГРМ, установки свечи зажигания с тремя боковыми электродами и полной ревизии карбюратора.
Замена двигателя
Штатный мотор СК-12 имеет определённый ресурс, по истечении которого необходимо делать ему капиталку с полной заменой поршневой группы, шлифовкой головки, притиркой клапанов.
Я встречал владельцев мотоблоков, которые выкидывали стандартный двигатель, а на его место устанавливали аналогичный по мощности дизельный силовой агрегат.
Такая модернизация даст ощутимый прирост крутящего момента, производительности, а главное, расходы на заправку снизятся. При замене двигателя его необходимо обкатать, выполнить все требования ТО.
Видео
После близкого знакомства с минским мотоблоком МТЗ-12 у меня остались приятные впечатления. Запас мощности, навесное оборудование, клиренс делают модель надёжным помощником фермера.
Аппарат неприхотлив в обслуживании и ремонте, кроме того, на него можно установить двигатель другого производителя. Читайте также по теме: мотоблоки МТЗ, МТЗ-05, Беларус 09Н, МТЗ-082, МТЗ-112.