Зерноуборочные комбайны — это машины, в которых производители совместили несколько технологических процессов, необходимых для сбора и переработки зерновых культур.
Речь пойдёт о российском аппарате «Акрос», выпускаемом под брендом «Ростсельмаш», а точнее о комбайне 530 серии, носящем второе название РСМ 142, который уже снят с производства и заменён на более производительную модель.
- Область применения
- Преимущества, недостатки
- Конструкция, характеристики
- Таблица № 1. Технические характеристики
- Мотор
- Силовая передача, ходовая
- Гидравлика
- Габариты
- Рабочие органы, эксплуатационные параметры
- Жатвенная часть
- Молотильный агрегат
- Особенности исполнений
- Стоимость нового, подержанного, аналогичные модели
- Видео
Область применения
Зерноуборочный комбайн «Акрос» востребован в сельском хозяйстве, его задействуют при раздельной уборке пшеницы (озимой или яровой), ржи, ячменя и других колосовых культур.
Благодаря двухуровневой навеске жатки, предусмотренной конструкторами, «Акрос» может собирать урожай подсолнечника и кукурузы.
Комбайн эксплуатируют на любых типах грунтов, он уверенно передвигается по бездорожью, что делает его доставку к месту работы менее затратной. Улучшенная конструкция кабины и жатки позволяет собирать урожай в любую погоду. Производительные захваты способны подхватывать стебли, прижатые к земле.
Преимущества, недостатки
«Acros-530» стал «первенцем» обновлённого семейства компании. В новом аппарате органично совместили собственный опыт и наработки зарубежных фирм. Труд механизатора стал легче, а скорость уборки урожая заметно возросла. Кроме этого пользователи выделяют ещё несколько плюсов:
- низкая цена новой машины в сравнении с конкурентами;
- скорая окупаемость вместе с экономным потреблением ГСМ;
- возможность сбора зерновых, пропашных культур;
- простота в обслуживании.
Как бы ни старались машиностроители сделать комбайн безотказным, в его конструкции всё же есть изъяны. Механизаторы жалуются на низкое качество подшипников и приводных ремней. Менять детали приходится уже на следующий сезон после ввода в эксплуатацию. Чтобы не проводить ревизию каждый год, владельцы устанавливают зарубежные аналоги на место штатных деталей.
Конструкция, характеристики
Компоновка была скопирована с зарубежных аналогов. Спереди по оси машины установили кабину, за ней накопительный бункер, далее двигатель. Такое расположение улучшает обзор, снижает воздействие вибрации и шума на механизатора. Кроме того, смещение центра тяжести при наполнении бункера практически не происходит, что не влияет на управляемость.
Для выпуска комбайнов «Ростсельмаш» провёл модернизацию производства. Было организовано 11 сборочных участков, закуплено более 60 единиц оборудования на сумму 800 млн. руб.
Таблица № 1. Технические характеристики
Наименование | Значение |
Тип двигателя | ЯМЗ 236БК |
Мощность, л.с. (кВт) | 250 (284) |
Масса (без жатки), кг | 13740 |
Тяговое класс, тс | 5 |
Технически возможная скорость, км/ч | 27 |
Рабочая скорость, км/ч | 0-12 |
Производительность, га/ч | 3,3 |
Дорожный просвет, мм | 350 |
Объём топливного бака, л | 540 |
Мотор
Зерноуборщик «Акрос 530» приводит в движение силовая установка производства «Ярославского моторного завода». Это четырёхтактный дизель с V-образным расположением цилиндров.
Мотор разработали для применения в российских климатических условиях. Охлаждение у него жидкостное, а систему питания оборудовали турбонаддувом с промежуточным теплообменником. Характеристики двигателя:
- обороты коленвала — 2000 об/мин;
- объём цилиндров — 11,15 л;
- крутящий момент — 1050 Н·м;
- способ смесеобразования — непосредственный впрыск;
- средний показатель расхода топлива — 215 г/кВт·час (159 г/л.с.·час);
- диаметр цилиндра/ход поршня, мм — 130/140;
- соответствие экологическим нормам — 1 класс — ГОСТ Р 41.96-2005.
Силовая передача, ходовая
Вращение на приводные колёса передаёт трансмиссия гидростатического типа. Для выбора скоростного режима применяют механическую двухходовую, со встроенным дифференциалом коробку диапазонов. Она выдаёт 3 ступени.
- Преодоление экстремального сопротивления движению (глубокая грязь, крутой подъём, работа на полях) с уклоном от 4 до 8°. Скорость перемещения — 0-6 км/ч.
- Основной режим. Возможна уборка на полях с уклоном до 4°. Скорость составляет 0-12 км/ч.
- Транспортные переезды. Перемещение комбайн осуществляет с пустым бункером по магистралям с твёрдым покрытием или по укатанным грунтовым дорогам. Рекомендованная скорость — 20 км/час.
Приводной мост оборудовали коническим дифференциалом с двумя сателлитами. Конечные передачи представлены двухступенчатыми цилиндрическими редукторами.
Тормоза у комбайна дисковые с раздельным гидроприводом на каждое колесо. Стояночный фиксатор положения автономен. Он блокирует сразу два приводных колеса. Активируют тормоз рукояткой, расположенной в кабине, через тросовую передачу двустороннего действия и уравнитель усилий.
Поворот управляемых колёс, расположенных на заднем мосту, выполняет механизм гидрообъёмного типа. Гидравлика обеспечивает лёгкость маневрирования, что снижает нагрузку на руки механизатора при выполнении частых разворотов. Забор рабочей жидкости происходит из основной магистрали.
На переднюю ось комбайна устанавливают покрышки большего размера, чем на заднюю. Их размер составляет 30,5×32 и 18,4×24 дюймов соответственно.
Гидравлика
Для приведения в действие некоторых исполнительных механизмов, трансмиссии и рулевого управления на комбайн установлена производительная гидравлическая система. Её питает тандем шестерёнчатых насосов НШ28Д-10Д-10Д-3 производительностью 28 литров.
Нагнетатель способен выдавать масло под давлением 42 МПа, но оно ограничено регулировкой блока клапанов. В основную гидросистему поступает рабочая жидкость с параметрами 16 МПа, линию рулевого управления и привода ходовой части — 36,6 МПа. Ёмкость для заливки масла вмещает 50 литров.
Габариты
Аппарат получился внушительных размеров. Длина вместе с жаткой составляет 16,5 м, 6 из которых только сам рабочий орган. В ширину комбайн достигает 3850, а в высоту — 4010 мм. При таких размерах колёсная база составляет всего 4028 мм, что придаёт технике высокую манёвренность. Колея передних колёс находится в пределах 3100, задних — 2900 мм.
Рабочие органы, эксплуатационные параметры
По своей сути самоходный комбайн — это объединение на одном шасси нескольких механизмов, предназначенных для сбора урожая и первичной переработки.
Так РСМ 142 оснастили жатвенной частью, молотильным агрегатом, транспортировочными линиями, бункером.
Жатвенная часть
На комбайн устанавливают жатку собственной разработки. «Ростсельмаш» присвоило передовой конструкции название Power Stream. Если сравнивать жатку с другими аналогичными механизмами, она имеет повышенную прочность при небольшой массе. Особенность орудия — способность поднять даже сильно полегшие колоски, что обеспечивает эффективность уборки зерновых.
Компания выпускает жатки с шириной захвата 5, 6, 7, 9 м. Положение орудия относительно машины регулирует электрогидравлический привод. Возможна эксплуатация механизма в двух режимах: копирования рельефа и на фиксированном расстоянии от поверхности земли.
- В первом случае можно ступенчато установить высоту реза в пределах 60, 100, 140, 180 мм.
- В фиксированном положении жатку удерживают гидроцилиндры на расстоянии от 180 до 900 мм от поверхности земли.
Механизм собирает урожай со скоростью 3,3 гектара в час.
Жатка оборудована функцией самоочищения. Процесс происходит без вмешательства механизатора при активации реверса.
Молотильный агрегат
Механизм предназначен для отделения зёрен от растительной массы. В конструкцию агрегата входят:
- молотильный барабан;
- отбойный битер;
- соломотряс;
- обдувочная камера;
- накопительный бункер.
Первый представлен цилиндрической обечайкой диаметром 800 и длиной 1485 мм. Функционирует он в двух скоростных режимах: быстром и медленном. Частоту вращения регулирует механизатор вручную клиноременным вариатором.
После молотильного барабана собранная масса поступает на соломотряс и сепаратор. Там зерно очищается и подаётся в накопительный бункер вместимостью 9 м³. Последний имеет 2 уровня сигнализации заполнения, сообщающие механизатору о необходимости выгрузки. Стоит сказать, что скорость опорожнения бункера шнековыми транспортёрами составляет 90 л/сек. Благодаря этому комбайн быстро разгружается, не тратя много времени на простой.
Особенности исполнений
Пользователям машина приглянулась сразу, даже несмотря на то, что РСМ 142 представлен только в одной модификации. На него возможна навеска жаток с различной шириной захвата. Отдельно предусмотрен монтаж механизмов для сбора кукурузы и подсолнечника. Популярность модели можно объяснить несколькими особенностями:
- низкая цена — на внутреннем рынке аппарат стоит значительно дешевле своих конкурентов;
- производительность — комбайн показывает стабильно хорошие результаты в сборе урожая зерновых или подсолнечника;
- экономичность — двигатель модели потребляет меньшее количество топлива чем другие машины, выпущенные ранее.
Стоимость нового, подержанного, аналогичные модели
На сегодняшний день в официальном каталоге производителя новые комбайны серии 530 уже не значатся — их выпуск прекращён, а на их место на сборочной линии пришли более производительные модели. На вторичном рынке можно найти аппараты, не требующие ремонта, за 2 млн. руб.
Из аналогичных моделей со схожими характеристиками можно указать «Агромаш 5000», Claas Tucano 320, КЗС-812 «Палессе GS812».
Видео
В целом стоит отметить, что аппарат «Акрос 530» стал базой для разработки более производительных и надёжных машин. В действительности он оказался не хуже зарубежных дорогих аналогов и технически превзошёл конкурентов, примерно равных по цене.