«Беларус» МТЗ-102 является одной из самых удачных моделей трактора минских машиностроителей. Этот универсально-пропашной аппарат предназначен для выполнения:
- сельскохозяйственного труда;
- общепромышленных работ.
Машина отличается:
- простотой конструкции;
- мощным двигателем;
- удобной кабиной, облегчающей труд механизатора.
Типовой ряд
Базовая модель МТЗ-100 — это модифицированная платформа МТЗ-80. Степень унификации двух аппаратов достигает 75%.
Основное отличие — оснащение «сотой» серии дизельным двигателем с турбонаддувом, выдающим 105 л.с. Линейка представлена двумя моделями:
- МТЗ-100;
- МТЗ-102.
В отличие от первой:
- «сто вторую» оснастили полным приводом;
- улучшили проходимость.
Его возможности не изменились, но работать трактор может в более тяжёлых условиях.
Параметры трактора
Технические характеристики аппарата мало чем отличаются от базовой модели. Наиболее значимые приведены в таблице.
Таблица № 1. Параметры МТЗ-102
Наименование | Значение |
Двигатель | Д-245 с турбонаддувом производства «ММЗ» |
Мощность, л.с. (кВт) | 105 (74) |
Транспортная скорость, км/ч | 35 |
Трансмиссия | Механическая коробка передач с гидравлическим механизмом переключения |
Грузоподъемность навесной системы, кН | 30 |
Клиренс, мм | 645 |
Продольная база, мм | 2500 |
Масса, т | 3,75 |
Потребление горючего г/кВт в час | 242 |
Размеры, мм (ДхШхВ) | 4120х1970х2790 |
Дополнительная информация! Ширину колеи можно настраивать в зависимости от аграрной задачи. Диапазон установки колес составляет:
- задних — 1400-2100 мм;
- передних — 1300-1850 мм.
Компоновка
Основу трактора составляют трансмиссия и силовая полурама. К ним крепят:
- ДВС;
- кабину;
- навесной инструмент;
- вспомогательное оборудование.
В передней части трактора расположен блок охлаждения — водяной и масляный радиаторы.
- Капот, закрывающий силовую часть, откидывается вперёд, открывая доступ ко всем узлам мотора.
- Герметичная кабина вмещает только механизатора, но оборудована отопителем и жёстким каркасом, защищающим водителя при переворачивании трактора.
- Комфортное сиденье водителя оснастили регуляторами положения в двух плоскостях.
Описание двигателя
- Для увеличения крутящего момента и мощности в системе впуска мотора применён турбонаддув.
- Кроме того, чтобы улучшить приёмистость и снизить содержание токсичных веществ в выхлопных газах, в конструкции предусмотрено промежуточное охлаждение поступающего в цилиндры воздуха.
- Для облегчения запуска мотора при отрицательных температурах в головке дизеля смонтированы свечи накаливания.
- Блок цилиндров сделан из сплошной чугунной отливки. В неё вертикально вставлены гильзы, омываемые охлаждающей жидкостью.
Головка блока так же выполнена из чугуна. В ней сделаны полости, в которых:
- охлаждающая жидкость;
- масляные каналы;
- направляющие для клапанов;
- стойки для коромысел.
Базовое оснащение
Тракторы 100 и 102-й серии оснащают:
- раздельно-агрегатной гидросистемой;
- задней навесной системой;
- двухскоростным задним валом отбора мощности.
Унифицированную сцепку можно сочленить с дополнительными активными или пассивными полевыми, либо инженерными орудиями.
В штатной комплектации предусмотрены:
- универсальная пневматическая система;
- буксировочный кулак с автосцепкой.
Компоненты необходимы для агрегирования трактора с прицепом и обеспечения тормозов сжатым воздухом.
К нестандартным решениям можно отнести оснащение МТЗ-102:
- боковым ВОМ с приводным шкивом;
- специальной полугусеничной конструкцией, монтируемой отдельно.
К первому подключают:
- стационарные машины;
- агрегаты.
Полугусеничный ход применяют для увеличения проходимости и тягового усилия.
Конструкцией трактора предусмотрен монтаж переднего навесного устройства. На фронтальную навеску крепят специальные механизмы для работы перед аппаратом.
Плюсы и минусы
Продуманная конструкция трактора не оставила места недостаткам. Пользователи в один голос заявляют о положительных сторонах применения техники. Перечислим некоторых из них.
- Простота конструкции, высокая степень унификации.
- Низкие эксплуатационные расходы.
- Небольшие габариты.
- Низкое потребление горючего.
Но, несмотря на положительные отзывы есть у серии и минусы.
- При навешивании на заднюю сцепку тяжёлых инструментов смещается центр массы аппарата. Это влияет на продольную устойчивость и управляемость.
- Для стабилизации машины конструкторы предусмотрели утяжелители, навешиваемые на передний брус.
У механизаторов свои замечания:
- из-за небольшой мощности — низкая скорость обработки земельного участка;
- неудобная кабина;
- слабые вибро- и шумоизоляции.
Аналогичные модели и цены
При необходимости «сто второй» можно заменить предшественниками:
Оснащённость последних двух не уступает МТЗ-102, но мощности может не хватить.
Цена аппаратов зависит от состояния техники и комплектации:
- модели б/у в возрасте 15-20 лет стоят 400-450 тыс. руб.;
- более новые — 600-650 тыс. руб.
Хотя тракторы МТЗ-102 уже сняты с производства, модели, сошедшие с конвейера, достойно трудятся на полях частных фермерских хозяйств и аграрных холдингах.
Обусловлено это:
- выносливостью техники;
- ремонтопригодностью;
- запасом прочности, заложенным конструкторами.
Видео
При своевременном проведении ТО, замене расходников — трактор «Беларус» прослужит ещё не один десяток лет.