Трактор Т-74 — технические характеристики, модификации

трактор

Запущенный в производство на ХТЗ под обозначением трактор Т-74 стал одной из самых массовых выпускавшихся в СССР гусеничных машин тягового класса 3 т. И хотя по количеству выпущенных единиц ему не удалось сравняться с ДТ-75, 880 792 тракторов – тоже очень серьёзная цифра.

Содержание

При создании новой техники специалисты Харьковского завода использовали конструктивные решения, уже опробованные на выпускавшихся ранее моделях ДТ-54 и Т-75. И хотя иногда машину называют ДТ-74, такой индекс ей никогда не присваивался. Маркировка Т-74 была закреплена за ней с 1962 года, когда первые экземпляры покинули заводские цеха.

Стремление к совершенству

трактор т-74

Разработанный на Сталинградском (ныне – Волгоградском) тракторном заводе, трактор ДТ-54 оказался удачной машиной, производство которой было налажено сразу на нескольких предприятиях. В том числе и на восстановленном после войны Харьковском тракторном заводе. Именно эта модель стала базой для создания новой модификации, которой присвоили индекс Т-75.

Однако мотор Д-75, выбранный в качестве силового агрегата для новой техники, и некоторые конструктивные решения, оказались не слишком удачными. Не прошло и двух лет, как он уступил место на конвейере гораздо более перспективному трактору Т-74, технические характеристики которого выглядели весьма привлекательно.

Двигатель

трактор т74

На всех модификациях трактора Т-74 устанавливался один и тот же двигатель СМД-14А, выпускавшийся на Харьковском заводе «Серп и Молот». Этот четырёхцилиндровый дизель хорошо знаком специалистам, работавшим на МТС времён СССР. Среди его конструктивных особенностей следует упомянуть:

  • Водяное охлаждение, позволявшее силовому агрегату длительное время работать при высоких нагрузках.
  • Рабочий объём 6,33 литра при диаметре цилиндра – 120 мм, а ходе поршня – 140 мм.
  • Мокрые гильзы цилиндров, обеспечивающие быстрый ремонт мотора в полевых условиях.
  • Вихревые камеры сгорания.
  • Нижнее расположение распределительного вала.
  • Верхнее расположение клапанов, усилие открывания на которые передавалось через толкатели.
  • Максимальную мощность 75 л. с.
  • Расход топлива – 195 г/л. с. в час.
  • Сухой вес – 675 кг.

Для запуска двигателя используется оснащённый электростартером бензиновый пусковой агрегат ПД-10М-2.Следует отметить, что получившее в то время распространение конструкция блока цилиндров с мокрыми гильзами хотя и улучшала ремонтопригодность моторов, но снижала их общий ресурс по сравнению с агрегатами, выполненными по моноблочной схеме.

Трансмиссия

трактор т

Трансмиссия трактора Т-74 – с двухдисковой муфтой сцепления, шестью передачами переднего и одной передачей заднего хода – обеспечивает разгон до максимальной скорости 11,5 км/час. Для сельскохозяйственных работ этого достаточно. Но вот дорожный просвет оставляет желать лучшего.

Для бульдозера клиренс в 280 мм – всё-таки маловато. Впрочем, для своего времени машина получилась лёгкой. Полная масса составляет 5910 кг. А потому, благодаря низкому – 0,45 кг на квадратный сантиметр – давлению на грунт, её проходимость находится на высоком уровне.

Подвеска

трактор 74 т

Уделили внимание и комфорту подвески, использовав в её конструкции балансирные каретки со спиральными пружинами. Каретки получили возможность покачиваться на осях рамы в вертикальной плоскости. В сочетании с мягким двухместным сидением, установленным в кабине трактора Т-74, это существенно улучшало условия труда механизатора.

Обогрев кабины осуществлялся за счёт отбора тёплого воздуха из установленного в мотоотсеке специального кожуха. Количество поступающего воздуха регулировалось заслонками. Несмотря на то что дизайн кабины уже не соответствует сегодняшним представлениям об эргономике, рабочее место оператора заслуживает хорошей оценки.

Модификации и устанавливаемое навесное оборудование

трактор 74

Выпускались машины с различными дополнительными индексами, начиная с С-1 и заканчивая С-9. Все они имели вал отбора мощности. Основная разница заключалась в комплектации системы гидропривода навесного оборудования.

Гидроцилиндры то снимали, превращая трактор Т-74 в чистый бульдозер, то устанавливали обратно, что давало возможность применять разнообразное навесное оборудование. На машину можно было устанавливать:

  • Навесные плуги.
  • Дисковые бороны и культиваторы.
  • Косилки.
  • Оборудование для посадки деревьев.
  • Поливочные агрегаты.
  • Опрыскиватели.
  • Отвалы различной конструкции.

Всё это существенно расширяло область применения техники.

Подводя итог

трактор

Изначально упор в конструкции Т-74 делался на ремонтопригодность. А потому в наши дни нередко встречаются работоспособные машины даже ранних годов выпуска. Разумеется, многие узлы и агрегаты на них могут быть заменены на более новые. Поэтому обращать внимание следует не на возраст техники, а на её состояние.

И всё же, проблемы с запасными частями существуют, а потому эксплуатация некогда популярной модели сопряжена с определёнными трудностями. Да и расход топлива, приемлемый для своего времени, по теперешним временам вряд ли можно назвать умеренным.

Если вас заинтересовало описание трактора Т-74, и вы проявляете практический, или чисто экономический интерес к истории и устройству выпускавшейся в СССР техники, оставайтесь на нашем сайте. Изучив другие статьи, вы сможете узнать, например, как устроен трактор Т-150, как производится регулировка клапанов Т-25, и многое другое… Нам есть чём рассказать!