В этой статье я расскажу про первый трактор «МТЗ» серии 1523, относящийся к линейке машин общего назначения. Это универсальный колёсный аппарат, предназначенный для выполнения широкого круга задач. Его задействуют в аграрном секторе, строительстве, коммунальном хозяйстве, промышленности.
Трактор предназначен для применения в разных климатических и почвенных зонах.
История модели
Машина разработана на «Минском тракторном заводе». Первые модели, сошедшие со сборочного конвейера, получили маркировку «Беларусь». Впоследствии мягкий знак в конце слова исключили, и бренд стал называться «Беларус» (BELARUS).
МТЗ-1523 был почти полностью скопирован с серии «1522». Новая машина получила:
- просторную кабину повышенной комфортабельности с усиленным остовом;
- передний приводной мост;
- обтекаемую форму капота и брызговиков.
Климатическое исполнение аппарата довели до категории У1, что даёт возможность задействовать трактор практически на всех открытых рабочих площадках Евразии.
Плюсы и минусы
Непосредственно с этим семейством тракторов мне сталкиваться не приходилось. Для поиска достоинств модели и её изъянов я ознакомился с отзывами знакомых механизаторов и обсуждениями машины в Сети. Среди всего объёма информации можно выделить плюсы МТЗ-1523.
- Тяговитый дизель с высоким крутящим моментом и низким удельным потреблением топлива.
- Понятное управление за счёт применения информативных наклеек и указателей.
- Комфортная кабина.
- Повышенная проходимость, полный привод.
- Большое количество совместимого навесного оборудования.
- Надёжная гидросистема, собранная из импортных компонентов.
- Хорошая ремонтопригодность. Благодаря унификации с предшествующими моделями механизаторы не испытывают трудности при ремонте машины.
Как бы мне не хотелось, но среди положительных отзывов были и отрицательные.
- Быстрый износ сцепления. В некоторых случаях узел отказывал, не отработав и сезона. Продлить срок службы сцепления не помогают даже частые регулировки свободного хода.
- Недостаточная прочность рукавов высокого давления. Резиновые шланги быстро теряют герметичность, трескаются и лопаются.
- Халатность при сборке. Владельцы новых аппаратов часто указывают на то, что резьбовые соединения могут быть не затянуты, стыки узлов негерметичны, а посадочные отверстия несоосные.
Отдельно хочу прокомментировать проблемы со сцеплением и рукавами высокого давления. Об этих дефектах упоминают и владельцы предшествующих серий. Связано это с тем, что на машинах применяют одни и те же узлы. Скорее всего, изготовитель не хочет вносить какие-либо изменения в конструкцию, снижая тем самым себестоимость трактора и экономя на материалах.
Рабочие параметры
МТЗ-1523 причисляют к энергонасыщенному классу тракторной техники с тяговым усилием 3 т.с. Столь высокий показатель обеспечивают двигатель, выдающий 148 л.с., надёжная трансмиссия и полный привод.
Таблица № 1. Технические характеристики
Наименование | Значение |
Мощность, л.с. (кВт) | 148 (109) |
Скорость передвижения вперед/назад, км/ч | 36,30/17,1 |
Грузоподъемность навесной системы, кг | 6500 |
Дорожный просвет, мм | 620 |
Колёсная база, мм | 2760 |
Масса (с передними грузами), т | 6,25 |
Габаритные размеры, мм (Д×Ш×В) | 4710×2250×3000 |
Силовой агрегат
На базовую модель «Беларус-1523» устанавливают рядный дизель Д-260.1 с шестью цилиндрами. В нём предустановлены непосредственный впрыск топлива и турбина.
Модернизированные тракторы получили этот же двигатель, но с электронным управлением подачи горючего, промежуточным интеркулером и избирательной системой каталитической очистки дымовых газов. Основные параметры дизеля:
- мощность, л.с. (кВт) — 109 (148);
- номинальные обороты коленвала, об/мин — 2100;
- крутящий момент, Н·м — 596,8;
- расход топлива, г/кВт·ч — 227;
- рабочий объём цилиндров, л — 7,12.
Силовая передача
Трансмиссия трактора выполнена по традиционной схеме.
- Крутящий момент от двигателя на первичный вал коробки скоростей передаёт сухая двухдисковая муфта сцепления. Привод узла имеет гидростатическое исполнение.
- Коробка скоростей механическая ступенчатая с синхронизированными муфтами. Количество передач для движения вперёд — 16, назад — 8.
- Задний мост. На него устанавливают конический дифференциал и цилиндрическую главную передачу.
- Вал отбора мощности работает в двух режимах: синхронном и независимом. В первом случае он делает 3,8 оборота на каждый метр пути. В независимом режиме вал вращается с частотой 540 и 1000 об/мин.
- Литой передний приводной мост портального типа. В «1523» его сделали более прочным, оснастили конечными редукторами планетарного типа.
Колёсная база
По традиции, минские машиностроители установили на трактор передние и задние колёса разных размеров: 420/70R24, 520/70R38 соответственно.
В модели также сохранили возможность регулирования колеи. Для передних колёс она составляет 1610-2150, задних — 1600-2440 мм. Клиренс довели до значения в 620 мм. Применение покрышек с широким профилем снизило давление на почву до допустимых пределов для техники подобного класса — 150 кПа.
Дополнительная информация! Малый радиус разворота — 5,5 м делает МТЗ-1523 высокоманевренной машиной, способной развернуться на ограниченном пространстве.
Гидросистема
Гидронавесную систему оснастили интегральным блоком «BOSCH». В него входят золотниковый распределитель и регулятор с электромагнитным управлением.
Гидросистема может работать в силовом, позиционном или смешанном режимах. Давление масла 20 МПа создаёт шестерёнчатый насос, производительностью 55 л/мин.
Компоновка
Конструкция трактора не отличается от предыдущих моделей.
- Дизель расположен продольно в передней части машины.
- За ним идёт коробка скоростей и задний мост.
- К корпусам трансмиссии крепят заднее навесное устройство, кабину, полураму. На последнюю опирается передний мост.
- Двигатель закрыт декоративным капотом с обтекаемыми формами.
Размеры
МТЗ-1523 с первого взгляда завораживает своим видом и размерами. Особенно эффектно смотрится аппарат, когда на него установлены спаренные колёса.
Но, несмотря на внушительные габариты, трактор получился манёвренным. Этого конструкторы добились за счёт уменьшения колёсной базы и минимального радиуса разворота.
Для компенсации потери управляемости при навешивании тяжёлых орудий предусмотрены утяжелители весом чуть больше тонны.
Кабина
Рабочее место механизатора в этой серии постарались сделать комфортным для механизатора.
- Кабина получила жёсткий стальной каркас, защищающий оператора при опрокидывании машины.
- Цилиндрические тонированные стёкла придают кабине дополнительной красоты.
- Поддержание комфортной температуры внутри кабины конструкторы возложили на систему вентиляции. Она работает в 2 режимах: обдув и отопление.
- По отдельному заказу есть возможность установить кондиционер, который будет охлаждать вдуваемый воздух.
Сиденье механизатора, по уже сложившейся традиции, расположено на подрессоренных подушках и снабжено механизмами регулировки в 3 плоскостях.
Ветровые переднее и заднее стёкла оборудовали дворниками и омывателями, позволяющими эксплуатировать машину во время осадков. В кабине также предусмотрены монтажные гнёзда под установку аудиосистемы.
Дополнительное оборудование
Благодаря возможности агрегатирования аппарата с почвообрабатывающими и инженерными орудиями трактор выполняет широкий спектр сельскохозяйственных, транспортных, производственных операций. На МТЗ-1523 можно установить:
- плуги, культиваторы, бороны;
- полуприцепы;
- сеялки;
- косилки фронтальные, навесные;
- уборочные комбайны;
- нож-отвал, погрузчик;
- инженерные, строительные механизмы.
«Минский тракторный завод» выпускает только плуги нескольких модификаций. Остальное оборудование пользователь покупает отдельно у сторонних производителей.
Я привёл только основные орудия, которые применяют механизаторы, но их количество этим списком не ограничивается. Оборудование закрепляют в заднем навесном или прицепном устройстве.
Отдельным заказом, спереди трактор могут оборудовать аналогичными механизмами. Активные орудия получают энергию от вала отбора мощности, гидро- или пневмопривода.
Нюансы эксплуатации
Конструкторы постарались сделать простой трактор, который будет нужен обычным фермерам, работающим в поле. Я считаю, что им это удалось. «Беларусу-1523» по рабочим характеристикам трудно найти замену.
Механизаторы сходятся на том, что надёжная машина способна проработать более 15 лет без капитальных ремонтов при условии своевременного проведения технических обслуживаний.
Неисправности и их устранение
Одна из причин, почему механизаторы ценят машины «Минского тракторного завода» — возможность ремонта в поле, если того требуют обстоятельства. Во время заявленного производителем гарантийного срока трактор будет стабильно и без сбоев работать даже при высокой интенсивности использования.
Но самоходная техника не застрахована от поломок. При подготовке материала к данной статье я внимательно прочитал руководство по эксплуатации, в том числе и разделы, в которых указаны частые отказы и способы их устранения. Чтобы не перегружать читателя информацией, просто скажу, что механизатор найдет в сопроводительной документации ответ на практически любой вопрос о поиске и ремонте неисправности.
Исполнения
«МТЗ» постоянно модернизирует самоходную технику, отслеживая потребности рынка. В моделях можно проследить тенденцию совершенствования ДВС по мере ужесточения экологических норм. Кроме этого, конструкторы стараются улучшить эргономику самого аппарата и рабочего места механизатора.
Модификации МТЗ-1523.
- МТЗ-1523В. Модель оснастили реверсивным постом управления для проведения трактором работ при движении в обратном направлении.
- МТЗ-1523.3. На аппарат установили дизель Д-260.1S2, соответствующий экологическому стандарту Stage II.
- МТЗ-1523В.3. Сочетает особенности моделей, приведенных выше.
- МТЗ-1523.4. Двигатель с маркировкой Д-260.1S3А доведен до норм Stage IIIА.
- МТЗ-1523.5. Дизель Д-260.1S3В соответствует нормам Stage IIIВ.
Дополнительная информация! При подготовке статьи мне встречалось упоминание про модель МТЗ-1523ДВ. В официальных пресс-релизах я не нашёл даже минимальной информации о машине.
Цены и аналоги
При покупке нового трактора базовой комплектации придется заплатить — 3,1 млн. руб. Цена может увеличиться в зависимости от дилера и установленного дополнительного оборудования.
Машины на вторичном рынке продают за 1,9-2,1 млн. руб. Сумма зависит от года выпуска, общего технического состояния трактора.
Среди схожих по параметрам аппаратов можно выделить харьковские ХТЗ 242К, ХТЗ 242К.21, ХТЗ 242К.20, Слобожанец ХТА-220-10, алтайский Т-402-01.
Видео
Надежные машины «Минского тракторного завода» серии 1523 обладают оптимальными рабочими параметрами и удачными конструкционными исполнениями. Благодаря этому они востребованы во многих сферах народного хозяйства. «Беларус» задействуют там, где требуется увеличенная проходимость и производительность.