В своих статьях я не мог оставить без внимания «первенца» минских тракторостроителей — МТЗ-2. Аппарат был разработан для культивирования пропашных сельскохозяйственных культур, а в его конструкции впервые применили гидронавесную систему для агрегатирования с навесными орудиями. Надо сказать, что он стал первым трактором на пневматических шинах, который серийно выпускали в СССР.
История трактора
Модель МТЗ-2 можно назвать уникальной — конструкция машины была разработана практически с нуля. Завод приступил к проектированию аппарата в 1948 г.
Уже через год было собрано 7 опытных экземпляров. Первые машины подвергли тяжёлым заводским и эксплуатационным испытаниям, длившемся неполных 4 года.
За это время в первоначальный вариант конструкции вносили изменения, подготавливали материально-техническую базу завода к массовому выпуску. Только в октябре 1953 года в торжественной обстановке со сборочной линии сошёл первый серийный экземпляр.
Линейка колёсных тракторов получила название «Беларусь» по инициативе главного конструктора предприятия Дронга И.И.
Плюсы и минусы
МТЗ-2 привлекал механизаторов простой конструкцией, надёжностью, ремонтопригодностью. Выполнить ремонт практически любой сложности можно было с помощью штатного набора инструмента, идущего в комплекте с машиной. Трактору, также были присущи и типичные недостатки аппаратов того времени:
- Материалоёмкость и трудоёмкость изготовления.
- Недостаточная транспортная скорость.
- Отсутствие синхронизации зубчатых колёс на пониженных передачах.
- Проблемный запуск при отрицательных температурах.
- Отсутствие кабины.
Рабочие параметры
Разрабатывали МТЗ-2 под определённое назначение — выполнять агротехнические мероприятия с прицепными или навесными орудиями.
Таблица №1. Технические характеристики
Наименование | Значение |
Мощность, л. с. (кВт) | 37 (27,2) |
Расход горючего, г/(кВт·ч) | 299 |
Интервал скоростей для движения вперёд, км/ч | 0,5-13,9 |
Дорожный просвет (мм) | 440 |
Масса эксплуатационная, кг | 3150 |
Габариты, мм Д х Ш х В | 3700 х 1880 х 2420 |
Двигатель
Базовый вариант МТЗ-2 оснастили дизелем Д-36, который впоследствии заменили на тяговитый Д-40К. В конструкцию двигателя изначально были заложены нестандартные решения:
- Мотор оборудовали декомпрессором и двухконтурным воздухоочистителем.
- Топливная система получила подкачивающий насос и дополнительный фильтр.
- Конструкторы применили автоматический регулятор оборотов, поддерживающий заданную частоту вращения коленвала.
- Систему смазки оснастили двухступенчатой очисткой масла.
На двигателе впервые применили термостат для регулирования температуры охлаждающей жидкости.
Трансмиссия
Крутящий момент от двигателя передавала сухая дисковая муфта сцепления. В механической коробке скоростей был смонтирован привод независимого ВОМ и выносного шкива. К последнему подключали стационарные механизмы типа молотилок зерна, веялок или насосов.
Пятиступенчатая коробка передач обеспечивала скорость передвижения в интервале от 3,78 до 13 км/ч. Минимальное значение могло быть снижено до 0,5 км/ч за счёт применения замедлителя. Всего 1 передача для движения в обратном направлении исключала эксплуатацию машины в реверсном режиме.
Цена аппарата и аналоги
Сказать, даже примерно, сколько стоил новый трактор МТЗ-2 или его модификации сложно. В то время он не продавался в частные руки, а распределялся по Госзаказу на предприятиях. Сейчас можно купить только аппарат, несколько раз выработавший свой ресурс, а от оригинальной конструкции в нём будет только остов. Доработанные и переделанные модели стоят 60-180 тыс. руб.
Похожие характеристики имели аппараты Т-40. У них были близкий по мощности силовой агрегат и схожие технические характеристики. Однако эти машины чувствительны к качеству топлива и выбору скоростного режима.
Видео
Минские машиностроители трепетно относятся к МТЗ-2. Он выполнил предназначение и обеспечил развитие не только сельского хозяйства, но и тракторостроительной отрасли. Об этом свидетельствует то, что тот самый экземпляр под номером 1, сошедший с конвейера в 1953 году, установлен в сквере рядом с заводом.