МТЗ-2: технические характеристики трактора, фото, видео

История модели трактора МТЗ-2

Трактора

В своих статьях я не мог оставить без внимания «первенца» минских тракторостроителей — МТЗ-2. Аппарат был разработан для культивирования пропашных сельскохозяйственных культур, а в его конструкции впервые применили гидронавесную систему для агрегатирования с навесными орудиями. Надо сказать, что он стал первым трактором на пневматических шинах, который серийно выпускали в СССР.

История трактора

Модель МТЗ-2 можно назвать уникальной — конструкция машины была разработана практически с нуля. Завод приступил к проектированию аппарата в 1948 г.

Уже через год было собрано 7 опытных экземпляров. Первые машины подвергли тяжёлым заводским и эксплуатационным испытаниям, длившемся неполных 4 года.

За это время в первоначальный вариант конструкции вносили изменения, подготавливали материально-техническую базу завода к массовому выпуску. Только в октябре 1953 года в торжественной обстановке со сборочной линии сошёл первый серийный экземпляр.

Линейка колёсных тракторов получила название «Беларусь» по инициативе главного конструктора предприятия Дронга И.И.

Трактор МТЗ 2

Плюсы и минусы

МТЗ-2 привлекал механизаторов простой конструкцией, надёжностью, ремонтопригодностью. Выполнить ремонт практически любой сложности можно было с помощью штатного набора инструмента, идущего в комплекте с машиной. Трактору, также были присущи и типичные недостатки аппаратов того времени:

  1. Материалоёмкость и трудоёмкость изготовления.
  2. Недостаточная транспортная скорость.
  3. Отсутствие синхронизации зубчатых колёс на пониженных передачах.
  4. Проблемный запуск при отрицательных температурах.
  5. Отсутствие кабины.

Рабочие параметры

Разрабатывали МТЗ-2 под определённое назначение — выполнять агротехнические мероприятия с прицепными или навесными орудиями.

Таблица №1. Технические характеристики

Наименование Значение
Мощность, л. с. (кВт) 37 (27,2)
Расход горючего, г/(кВт·ч) 299
Интервал скоростей для движения вперёд, км/ч 0,5-13,9
Дорожный просвет (мм) 440
Масса эксплуатационная, кг 3150
Габариты, мм Д х Ш х В 3700 х 1880 х 2420

Двигатель

Базовый вариант МТЗ-2 оснастили дизелем Д-36, который впоследствии заменили на тяговитый Д-40К. В конструкцию двигателя изначально были заложены нестандартные решения:

  1. Мотор оборудовали декомпрессором и двухконтурным воздухоочистителем.
  2. Топливная система получила подкачивающий насос и дополнительный фильтр.
  3. Конструкторы применили автоматический регулятор оборотов, поддерживающий заданную частоту вращения коленвала.
  4. Систему смазки оснастили двухступенчатой очисткой масла.

На двигателе впервые применили термостат для регулирования температуры охлаждающей жидкости.

МТЗ 2

Трансмиссия

Крутящий момент от двигателя передавала сухая дисковая муфта сцепления. В механической коробке скоростей был смонтирован привод независимого ВОМ и выносного шкива. К последнему подключали стационарные механизмы типа молотилок зерна, веялок или насосов.

Пятиступенчатая коробка передач обеспечивала скорость передвижения в интервале от 3,78 до 13 км/ч. Минимальное значение могло быть снижено до 0,5 км/ч за счёт применения замедлителя. Всего 1 передача для движения в обратном направлении исключала эксплуатацию машины в реверсном режиме.

Цена аппарата и аналоги

Сказать, даже примерно, сколько стоил новый трактор МТЗ-2 или его модификации сложно. В то время он не продавался в частные руки, а распределялся по Госзаказу на предприятиях. Сейчас можно купить только аппарат, несколько раз выработавший свой ресурс, а от оригинальной конструкции в нём будет только остов. Доработанные и переделанные модели стоят 60-180 тыс. руб.

Похожие характеристики имели аппараты Т-40. У них были близкий по мощности силовой агрегат и схожие технические характеристики. Однако эти машины чувствительны к качеству топлива и выбору скоростного режима.

Видео

Минские машиностроители трепетно относятся к МТЗ-2. Он выполнил предназначение и обеспечил развитие не только сельского хозяйства, но и тракторостроительной отрасли. Об этом свидетельствует то, что тот самый экземпляр под номером 1, сошедший с конвейера в 1953 году, установлен в сквере рядом с заводом.

 

Червоненко Александр Викторович
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
ТракторВорк.ру
Добавить комментарий