Трактор МТЗ-52: технические характеристики, фото, цена

Трактор Беларусь МТЗ-52: описание, характеристика, особенности

Трактора

Я не мог не оставить без внимания легендарный МТЗ-52. Эту машину запустили в серию в 1962, а сняли с производства лишь в 1985 г. За всё это время минские тракторостроители выпустили свыше 1,26 млн. экземпляров (если считать с заднеприводным МТЗ-50).

Эта модель стала основой для разработки новых аппаратов, а некоторые рабочие машины и сейчас можно встретить на полях частных фермерских хозяйств.

Область применения

Колёсный МТЗ-52 разработан для выполнения агротехнических мероприятий в сельском хозяйстве, перемещения грузов и инженерных работ в строительстве, промышленности, а также коммунальной сфере. Надо сказать, что это первая модель «МТЗ» которую причисляют к универсально-пропашным тракторам.

Многофункциональность аппарат получил благодаря полному приводу, установки гидронавесного узла и возможности настройки колеи. Трактор и сейчас задействуют в частных фермерских хозяйствах. Он может культивировать, окучивать, бороновать, пахать, рыхлить.

Кроме того, наличие вала отбора мощности позволяет агрегатировать его с активными полевыми орудиями — сеялками, косилками, молотилками.

В транспортных операциях МТЗ-52 задействуют совместно с прицепами общего и сельхозназначения. Буксируемые платформы закрепляют в тягово-сцепном устройстве.

В строительной и коммунальной сферах трактор оснащают ножом-отвалом, ковшом, механической щёткой и другими механизмами. Вместе с дополнительным оборудованием трактор задействуют при уборке территории, инженерных и погрузочных работах.

Беларус 52

Рабочие параметры

Может технические характеристики массовой модели «МТЗ» сегодня покажутся скромными, но в своё время трактор справлялся с возложенными на него задачами.

Таблица №1. Основные параметры МТЗ-52

Наименование Значение
Двигатель Д-50
Мощность, л. с. (кВт) 55 (41)
Тяговый класс 1,4
Рабочая / транспортная скорость, км/ч 22 / 32
Дорожный просвет, мм 465
Минимальный радиус поворота, м 2,7

Для увеличения проходимости на вязких грунтах трактор оборудовали полугусеничным ходом. Гибкую ленту надевали на задние колёса натягивали промежуточными катками.

Силовой агрегат

На МТЗ-52 устанавливали рядный четырёхцилиндровый дизель Д-50, выдающий 55 л. с. Запускался двигатель электростартером или бензиновым двухтактным «пускачом». В последнем варианте дизель маркировали с индексом «Л». Камера сгорания четырёхтактного мотора выполнена раздельной, что уменьшает «жесткость» работы ДВС и снижает пиковые нагрузки на детали кривошипно-шатунного механизма.

Таблица №2. Характеристики Д-50

Наименование Значение
Частота вращения коленвала, об/мин 1700
Расход топлива, г/л. с.∙ч 195
Рабочий объём цилиндров, л 4,75
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 110/125
Степень сжатия, МПа 1,6
Вес, кг

470

Беларус 52

Силовая передача

Трансмиссия трактору, как и другому самоходному механизму, необходима для передачи крутящего момента от двигателя к приводным колёсам. Силовая передача МТЗ-52 состоит из:

  1. Однодисковой сухой муфты сцепления постоянно замкнутого типа.
  2. 9-ступенчатой коробки скоростей с двумя передачами для движения назад.
  3. Заднего и переднего приводных мостов с колёсными редукторами и блокирующимся дифференциалом. Блокировку механизатор выполнял вручную, нажимая соответствующую педаль в кабине.

Гидравлика

Трактор оснастили раздельно-агрегатной гидравлической системой. Она состоит из шестерёнчатого насоса НШ-32, выдающего 40 л/мин при давлении 10 МПа, золотниково-клапанного распределителя Р75-В3А, гидроцилиндра, бака с рабочей жидкостью и соединительных магистралей. Вращение маслонасос получает от приводной шестерни ВОМ в промежуточной части трансмиссии через зубчатое колесо.

Компоновка

По уже сложившейся на то время традиции, трактор состоит из передней полурамы и остова. Последний формируют из корпусов трансмиссии: сцепления, коробки скоростей и заднего моста. Двигатель передней частью опирается на полураму, задней на КПП.

Мотор закрыт капотом, откидывающимся вперёд по направлению движения. Кабину разместили за дизелем для улучшения доступа к его узлам во время обслуживания и ремонта.

Беларус 52

Габариты

МТЗ-52 относится к среднеразмерной технике. Габариты (Д х Ш х В — 3815 х 1970 х 2550 мм) и малый радиус разворота позволяют задействовать технику на ограниченном пространстве. Трактор справится с поставленной задачей и в тесном саду, и на узких улочках. Эксплуатационная масса модели составляет 3430 кг.

При небольших размерах на аппарат установили вместительный топливный бак на 130 л горючего. Этого объёма достаточно для полноценной работы в 1,5 смены.

Кабина

Ожидать каких-либо излишеств от рабочего места оператора было бы неразумно. Кабина устроена по-спартански — там нет ничего лишнего для комфорта механизатора. Единственный плюс — разработчики предусмотрели в ней установку отопителя для обогрева внутреннего пространства.

Хотя кабину позиционировали как герметичную, уплотнители были некачественными и пропускали воду и пыль. Принудительная вентиляция полностью отсутствует, а проветривание осуществляется простым открытием форточек. Кроме того, кабина получилась тесной, хотя в этом есть и положительный момент — все органы управления располагались компактно и доступно.

Первоначально сфера применения МТЗ-52 ограничивалась работами в сельском хозяйстве. Машина должна была культивировать, пахать, сеять и окучивать растения, а также убирать урожай. Но, ввиду универсальности аппарата, его задействуют в животноводстве, дорожно-строительных работах. Тракторы доставляли грузы на прицепах, приводили в движение станки и механизмы.

Чтобы МТЗ-52 справлялся с перечисленными работами, его оснастили гидронавесным, прицепным и буксирным устройствами. Кроме того, в конструкции предусмотрен вал отбора мощности для приведения в движение механизмы активного действия.

Количество орудий, которые можно навесить на трактор не ограничивается моделями собственного бренда: навесное устройство унифицировано с креплениями оборудования импортных производителей. Я приведу те, которые использовали чаще:

  • КУН;
  • грабли-ворошилки;
  • картофелесажалка;
  • косилка;
  • плуг;
  • погрузчик;
  • почвофреза;
  • дисковая борона;
  • культиватор.

Навесное оборудование для трактора

Исполнения

За всё время производства трактор несколько раз модифицировали, но технические характеристики коренным образом не меняли. Единственное нововведение касалось модели МТЗ-62, которую делали для экспорта. Её оснастили более тяговитым дизельным мотором СМД-12. Двигатель выдавал 65 л. с.

На базе МТЗ-52 выпускали узконаправленные модификации, которым присваивали индексы «Х», «Р», «В», «К», «Н». Тракторы предназначались для работы на хлопковых и рисовых полях, виноградниках, крутых и наклонных склонах соответственно. У них менялись масса, конструкция шасси, кабины, дорожный просвет.

Плюсы и минусы

По отзывам механизаторов и практическому применению на протяжении всего периода массового выпуска, могу сказать, что модель получилась удачной в плане ремонта и эксплуатации. При должном уходе МТЗ-52 отрабатывал 5000 моточасов до «капиталки». Трактористы указывали на положительные стороны модели:

  1. Ремонтопригодность. Унификация как с предыдущими, так и с последующими сериями позволяла быстро ремонтировать технику, исключая простои.
  2. Эффективная звуко- и теплоизоляция кабины.
  3. Удобное размещение органов управления.
  4. Оснащение модели гидроусилителем руля.
  5. Установка подрессоренного сиденья с регулировками положения.

Отдельно хочу сказать про ремонтопригодность. Из-за высокой степени унификации МТЗ-52 до сих пор работают в малых частных хозяйствах. Конечно, многих «родных» деталей там уже нет, но на него подходят узлы с поздних моделей.

Не лишена серия и недостатков. Среди них могу выделить:

  1. Тесноту кабины.
  2. Плохую герметичность.
  3. Неэффективное отопление (на ранних моделях).
  4. Низкое качество сборки. На новых аппаратах резьбовой крепёж мог быть незатянут.

Трактор Беларус 52

Нюансы эксплуатации

Тракторы «52» серии соответствовали уровню развития техники того времени, а первые модели даже его опережали. Их считали передовыми и высокопродуктивными. Тяговитые помощники успешно справлялись с возложенными на них задачами по обработке сельхозугодий, в строительной и коммунальной сферах.

При подготовке обзора мне постоянно попадалась информация о том, что ранние модели имели недостатки, которые изготовитель систематически устранял.

В итоге, поздние аппараты сходили с конвейера почти без изъянов. Но было одно замечание, которое в этой серии разработчики не могли исправить (за исключением экспортного варианта) — недостаточная мощность двигателя. МТЗ-52 плохо справлялся с тяжёлыми грунтами и целинными землями.

Частые отказы и их устранение

Кроме ремонтопригодности, механизаторы, работающие на тракторе, единогласно указывают на его неприхотливость в обслуживании. Всё, что требовалось для восстановления работоспособности машины в полевых условиях — это стандартный набор инструментов и умелые руки.

Цена

Новый МТЗ-52 купить не получится, ведь он давно снят с производства, а законсервированные модели со склада давно распроданы. Но на вторичном рынке ещё остались аппараты на ходу или требующие ремонта.

За них фермеру придётся выложить 180-300 тыс. руб. в зависимости от состояния. Конечно, можно найти и дешевле, но тогда придётся заплатить за ремонт.

Видео

Трактор МТЗ-52 считается технически устаревшим, но это не означает, что он непригоден для эксплуатации и не востребован в сельском или коммунальном хозяйствах.

Скорее, наоборот, машина является образцом простоты и ремонтопригодности. Неприхотливый аппарат можно ремонтировать даже в полевых условиях, что является плюсом на фоне сложной энергонасыщенной техники. Читайте также: МТЗ-422

Червоненко Александр Викторович
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
ТракторВорк.ру
Добавить комментарий