Колёсный универсально-пропашной трактор МТЗ-826 — это ребрендинг старой модели «82» серии, но с уже новым видением эргономики и комфорта. Машину преимущественно задействуют в полевых работах при проведении агротехнических мероприятий.
Однако тяговый класс и возможность агрегатирования с навесным и прицепным оборудованием позволили расширить сферу деятельности аппарата.
Область применения
«Беларус»-826 разработали с учётом климатических особенностей восточной Европы и центральной Азии.
- У него большой запас прочности, хорошие тяговые характеристики и экономичный расход топлива.
- Конструкторы предусмотрели возможность навески на него дополнительного оборудования, расширяющего его область применения.
- Аграрии используют тракторы для предпосевной обработки почвы, посева/посадки растений, сбора урожая. Вместе с косилками их задействуют для заготовки кормов в животноводстве либо скашивания сорной травы вдоль обочин трасс и дорог.
- В связке с прицепами различного назначения машина выполняет роль тягача для доставки грузов или разбрасывания удобрений.
- В строительстве, на предприятиях, в коммунальных хозяйствах МТЗ-826 применяют в погрузочных, уборочных, инженерных работах.
Рабочие параметры
Всегда приятно видеть, что «прижившаяся» техника, узнаваемая среди механизаторов, получает «вторую жизнь». Именно так можно охарактеризовать МТЗ-826.
Разработчики, оставив неизменными компоновку и основные узлы, придали машине совершенно новый вид. Улучшенная эргономика, комфортное рабочее место в сочетании с проверенной надёжностью повысили конкурентоспособность минского трактора.
Таблица № 1. Технические характеристики
Параметр | Значение |
Мотор | Д-243 (по отдельному заказу Д-243S) |
Мощность, л.с. (кВт) | 81 (60) |
Тяговый класс | 1,4 |
Скорость, км/ч | вперёд — 2-34; назад — 4-9 |
Дорожный просвет, мм | 510 |
Минимальный радиус поворота, м | 4,5 |
Удельное давление на грунт, кПа | 140 |
Колёсная формула | 4×4 |
Особенность «826» серии — передний приводной мост с коническими передачами в базовой комплектации. По согласованию на него могут установить портальный, с нераздвижной балочной конструкцией и планетарно-цилиндрическими редукторами.
Силовой агрегат
На трактор установили проверенный рядный атмосферный четырёх цилиндровый дизельный мотор «ММЗ» Д-243. По отдельному заказу изготовитель может заменить двигатель на более экологичный с индексом «S».
Таблица № 2. Характеристики двигателя
Наименование | Значение |
Частота вращения коленвала, об/мин | 2200 |
Объём цилиндров, л | 4,75 |
Расход топлива, г/(кВт в час) | 235 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 110/125 |
Максимальный вращающий момент, Н·м | 296,9 |
Обороты при максимальном значении крутящего момента, об/мин, не менее | 1400 |
Трансмиссия
Силовая передача в модернизированном тракторе не изменилась. Вращение от двигателя на коробку скоростей передаётся через сухую постоянно замкнутую муфту сцепления.
Диаметр фрикционного диска составляет 340 мм, что позволяет передать весь крутящий момент, даже с 15% запасом.
Коробка скоростей на тракторе 9-ти ступенчатая двухдиапазонная выдаёт 18 скоростей для движения вперёд и 4 — назад. Понижающий редуктор расположен между КПП и сцеплением. От коробки крутящий момент передаётся на главную передачу заднего моста.
Кабина
Рабочее место механизатора сделали комфортным и безопасным.
- Каркас кабины усилили и довели его до уровня ROPS (защита оператора при опрокидывании машины), соответствующего нормам OECD.
- Сиденье механизатора оснастили пневматической подвеской, лучше снижающей толчки и вибрации при движении, чего сложно было добиться в механической версии, установленной на «80» серии.
- Дополнительно кресло получило возможность регулирования в 3-х плоскостях для адаптации под физиологию тракториста.
Для комфорта оператора машиностроители тщательно выверили расположение органов управления. Все они расположены компактно, сгруппировано, что облегчает к ним доступ и оперирование.
Положение рулевого колеса можно регулировать по высоте и углу наклона. В первом случае вылет консоли изменяют бесступенчато на расстояние 100 мм. Наклон меняют дискретно с 25 до 40° с фиксацией через каждые 5°.
Дополнительная информация! Кабина получила хорошую герметизацию. Внутрь теперь перестали попадать пыль и выхлопные газы.
Ходовая, управление, тормоза
Полный привод повысил проходимость машины. На передние колёса МТЗ-826 ставят покрышки с размером 11,2-20 или 13,6R20, на задние — 15,5R38. Для работы в поле у трактора предусмотрели регулировку колеи.
На ПВМ с коническими передачами устанавливают на расстоянии в пределах от 1400 до 1600 мм. С перестановкой колес — от 1750 до 1950 мм, путем выдвижения корпусов колесных редукторов.
Колея задних колёс настраивается бесступенчато передвижением ступицы вдоль полуоси. В конструкции предусмотрено расстояние от 1500 до 2100 мм. Такой широкий диапазон достигнут благодаря перестановке колёс с правого на левый борт и наоборот.
- МТЗ-826 оснастили рулевым управлением гидрообъёмного типа (ГОРУ) с исполнительным гидроцилиндром в трапеции.
- Система состоит из питающего и дозирующего насосов, бака запаса рабочей жидкости, соединительных магистралей и фильтра.
- Производительность основного нагнетателя составляет 21 л/мин при давлении, ограниченном предохранительным клапаном 14 МПа.
В базовой комплектации на машину ставили сухие двух- или трёхдисковые тормоза на задние колёса с механическим сервоприводом. Внешний диаметр — 204 мм. Стояночный тормоз выполнен по аналогичной схеме, но однодискового исполнения. Его диаметр — 180 мм.
Гидросистема, навеска
Для агрегатирования с различными сельхозорудиями и инженерными механизмами в базовую модель трактора установили универсальную агрегатную гидронавесную систему.
- В зависимости от выполняемого круга задач на МТЗ-826 устанавливали силовой гидроцилиндр или подъёмник.
- Максимальное давление рабочей жидкости — 20 МПа, а производительность маслонасоса — 45 л/ч.
- Гидросистема имеет 3 пары выводов — сзади и по бокам.
Заднее навесное устройство — это трёхточечная система второй категории. Её грузоподъёмность на концах продольных тяг составляет 3200 кг.
Навеску оснастили силовым регулятором, контролирующим уровень обработки почвы в четырёх режимах: позиционный, высотный, смешанный, силовой.
Дополнительная информация! На трактор устанавливают тягово-сцепные устройства (поперечину и гидрокрюк) для работы с одноосными прицепами либо прицепными машинами.
Габариты
Хотя внешняя форма трактора и получила обновление, размеры шасси остались без изменения.
Таблица № 3. Габариты МТЗ-826
Наименование | Значение |
Рабочая масса, кг | 4300 |
Глубина преодолеваемого брода, см | 85 |
Колёсная база, мм | 2450 |
Предельно допустимая масса, кг | 7000 |
Габариты Д×Ш×В, мм | 3850×1970×2850 |
Комплектация
Штатного оснащения трактора вполне достаточно для выполнения базовых задач. Но у требовательных хозяйственников была возможность оборудовать машину более энергонасыщенными механизмами и дополнительными комплектующими.
Это увеличивало производительность МТЗ-826, и сокращало время активной работы.
Дополнительная комплектация
- Механическая коробка переключения передач «Синхро». Она также была двухдиапазонной, но семиступенчатой и полностью синхронизированной. КПП выдавала 14 скоростей для движения вперёд и 2 — назад.
- Передний приводной мост с планетарно-цилиндрическими редукторами.
- Усиленное гидрообъёмное управление. По отдельному заказу ставили исполнительный цилиндр большего диаметра и производительные нагнетатель и насос-дозатор.
- Два встроенных силовых гидроцилиндра для навесной системы. Дополнительные узлы доводили грузоподъёмность навески — до 4 т.
- Дренажный вывод гидросистемы. Компонент необходим для подключения гидрооборудования мобильных машин.
Преимущества, недостатки
Как и на другие тракторы семейства «Беларус» нареканий на неудовлетворительную работу значительно меньше, чем положительных отзывов.
Преимущества МТЗ-826
- Низкая цена по сравнению с аналогичными машинами. Приемлемая сумма формируется благодаря отсутствию в конструкции импортных деталей и узлов.
- Доступность запчастей. В конструкции аппарата применены детали с предыдущих и последующих серий, что позволяет оперативно менять вышедшие из строя.
- Ремонтопригодность. Простую технику можно обслуживать даже в неприспособленном для этого боксе.
- Экономичность и «всеядность». Силовой агрегат умеренно потребляет горючее любого качества.
Как бы не старались минские тракторостроители сделать идеальную машину, недочёты в конструкции всё же есть. Это:
- проблемы с запуском двигателя на морозе, исправить ситуацию не помогла даже установка электрофакельного подогрева;
- разрушение рукавов высокого давления;
- низкое качество резинотехнических изделий;
- износ муфты сцепления.
Цена и аналоги
Новый аппарат МТЗ-826 купить не получится — модель снята с производства, а остатки давно распроданы. На вторичном рынке можно найти трактор в хорошем состоянии от 800 тыс. руб. Сумма зависит от комплектации и наработанных моточасов.
Из аналогов близок по параметрам МТЗ-82.1. Он уступает по возможностям, но функциональность у него та же.
Видео
Хотя производство серии уже прекращено, МТЗ-826 успешно трудится в фермерских и муниципальных хозяйствах.
Конструкторы заложили в машину достаточную прочность для полной выработки ресурса. При должном уходе срок эксплуатации может превысить заявленный в несколько раз.