Сегодня я расскажу о МТЗ-92П — базовом шасси, служащем основой для выполнения землеройных, погрузочных, транспортных работ. Трактор задействуют в промышленности, строительстве, коммунальных и сельхозпредприятиях.
Предшественником является модель, ставшая классикой минских тракторостроителей — МТЗ-82.1. Конструкторы учли недостатки прежних версий, оснастили машину более тяговитым двигателем, улучшили эргономику.
- Рабочие параметры
- Таблица №1. Технические характеристики
- Силовой агрегат
- Таблица №2. Характеристики двигателя
- Кабина
- Силовая передача
- Гидравлическая система
- Рулевое управление
- Компоновка трактора
- Базовое оснащение и дополнительная комплектация
- Габариты
- Таблица №3. Габариты МТЗ-92П
- Плюсы и минусы
- Цена и аналоги
- Отзывы механизаторов
- Видео
Рабочие параметры
«Беларус» 92П — относительно новый проект «Минского тракторного завода». На презентации модели в 2015 году была анонсирована установка на него газодизельной системы, предназначенной для снижения эксплуатационных расходов: цена метана в два раза ниже дизеля.
По проекту это должно было сократить срок окупаемости и повысить конкурентоспособность. Однако я не нашёл упоминания в технической документации о возможности применения альтернативного топлива.
Таблица №1. Технические характеристики
Параметр | Значение |
Мотор | Д-245.5/Д-245.5С |
Мощность, л. с. (кВт) | 88,4 (65,0) |
Скорость, км/ч | вперёд — 2,5-15,5; назад — 2,0-14,5 |
Клиренс, мм | 465 |
Минимальный радиус поворота, м | 4,5 |
Удельное давление на почву, МПа | 0,14 |
Силовой агрегат
Минские машиностроители установили на трактор двигатель собственной разработки. Это рядный четырёхцилиндровый дизель производства «ММЗ» с объёмом 4,75 л. Заказчикам силовая установка доступна в двух модификациях: Д-245.5 и Д-245.5 с индексом «С».
Второй двигатель оборудовали более прогрессивной системой питания, доводящей токсичность выхлопа до нормы Stage I. Двигатель с непосредственным впрыском охлаждается жидкостью и оснащён турбонаддувом.
Таблица №2. Характеристики двигателя
Наименование | Значение |
Частота вращения коленвала, об/мин | 1800 |
Расход топлива, г/(кВт∙ч) | 226-315 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 110/125 |
Максимальный вращающий момент, Н∙м | 396 |
Обороты при максимальном значении крутящего момента, об/мин, не менее | 1400 |
Дизель Д-245.5С сертифицирован на соответствие нормам охраны окружающей среды по Правилам ЕЭК ООН №24-03, 49-02А, 96 и Правилам ЕРА (США).
Кабина
Рабочее место механизатора сильных изменений не претерпело. В кабине есть отопитель и система вентиляции. Внутри разместили только одно подрессоренное сиденье, но свободного места хватит, чтобы вместе с оператором там стоя поместился пассажир или помощник.
Ветровые стёкла оснастили омывателями и очистителями с электрическим приводом. К усиленному каркасу приварены зеркала заднего вида. Ветровое стекло за спиной водителя расположено в отдельной раме, которая может открываться для улучшения обзора. Возможно регулирование положения рулевого колеса по углу наклона.
Силовая передача
Трансмиссия МТЗ-92П представлена муфтой сцепления, КПП и приводными мостами. Коробка передач выдаёт 9 скоростей вперёд и 8 для движения задним ходом. Кроме того, КПП оснастили реверс-редуктором и возможностью блокировки высшей ступени. Механикой управляют однорычажной кулисой.
В заднем мосту разместили коническую главную передачу с круговой формой зубьев. Дифференциал блокируют механической муфтой с ручным включением. По отдельному заказу на заводе поставят автоматический механизм управления.
Конечные передачи представлены цилиндрическими зубчатыми колёсами. Передний ведущий мост получает вращение от раздаточной коробки, с функцией автоматического включения через 2 карданных вала и предохранительную муфту.
Гидравлическая система
На трактор устанавливают раздельно-агрегатную гидросистему. В неё входит маслобак, ёмкостью 25 л, трёхсекционный гидрораспределитель и насос. Последний выдаёт 45 л/мин рабочей жидкости под давлением 20 МПа. Гидросистема имеет 3 пары выводов, расположенных сзади и по бокам машины.
Рулевое управление
По уже сложившейся традиции МТЗ-92П оснастили гидрообъёмным управлением (ГОРУ). Накопительной ёмкостью рабочей жидкости для питания системы является маслобак гидронавесной системы.
Исполнительные механизмы приводит в движение шестерёнчатый насос с приводом от двигателя. Управляет движением масла насос-дозатор героторного типа.
Система ГОРУ позволяет снизить усилие, прилагаемое механизатором для поворота рулевого колеса до 30 Н.
Компоновка трактора
Разработчики МТЗ-92П не стали менять схему размещения узлов, и скопировали её из предыдущей модели. Так, основа конструкции — это остов и полурама. Первый собран из корпусов трансмиссии (сцепления, КПП, заднего моста).
К остову крепят полураму, сделанную из усиленных швеллеров, соединённую в передней части литым брусом. На него крепят навесную систему с исполнительными механизмами. Двигатель состыкован с корпусом сцепления, а передней частью опирается на полураму.
Кабина сдвинута назад по отношению к мотору. Такая компоновка облегчает проведение обслуживания и ремонта силового агрегата.
Базовое оснащение и дополнительная комплектация
С заводского конвейера машина сходит, можно сказать, «пустая». Кроме гидравлической системы на ней нет исполнительных механизмов.
Объясняется это просто: машина разработана для выполнения широкого круга задач и заказчик сам определяет, какое оборудование ему нужно. По двустороннему согласованию на шасси установят:
- силовой агрегат с индексом «С»;
- дополнительный топливный бак;
- металлокерамическое сцепление;
- понижающий редуктор;
- гидравлический ходоуменьшитель (только в комплектации с предыдущей позицией);
- гидронавесную систему с подъемником;
- тягово-сцепное устройство ТСУ-3-В (тоже только вместе с предыдущим оборудованием);
- механический ходоуменьшитель;
- однопроводной пневмопривод;
- трёхдисковые тормоза;
- задние колёса увеличенного диаметра.
Габариты
При тяговитости выше средней, трактор имеет малые габариты. Компактность позволяет задействовать его в работах на ограниченных площадках.
Таблица №3. Габариты МТЗ-92П
Наименование | Значение |
Рабочая масса, кг | 3900 |
Нагрузка на мосты, кг | Передний — 1530; задний — 2370 |
Колея, мм | По передним колёсам — 1540-1970; задним — 1500-2100 |
Колёсная база, мм | 2450 |
Размер покрышек | Перед — 360/70R24; Зад — 18.4R34 (по заказу — 15,5R38) |
Габариты Д х Ш х В, мм | 3850 х 1970 х 2850 |
Плюсы и минусы
Из положительных моментов эксплуатации могу выделить:
- Усиленный каркас кабины: на неё планировали крепить газовые баллоны.
- Комфортное рабочее место механизатора.
- Увеличенная грузоподъёмность.
- Большое количество навесного оборудования.
- Ремонтопригодность. Унификация модели с предыдущими и аналогичными достигает 80%.
- Доступность оригинальных запчастей.
Благодаря полному приводу трактор обладает хорошей проходимостью и управляемостью на вязких грунтах и заболоченных участках.
Кроме достоинств механизаторы, активно эксплуатирующие технику, указывают на недостатки:
- Проблемы с запуском двигателя на морозе.
- Недостаточную транспортную скорость.
- Жёсткость подвески.
- Низкое качество запчастей и расходных материалов.
Цена и аналоги
Новую машину в базовой комплектации можно купить за 1,6 млн. руб. При заказе дополнительного оборудования сумма будет увеличиваться. На вторичном рынке цена на 25-35% ниже. Она зависит от состояния машины и её комплектации.
Из аналогов могу указать предыдущую серию МТЗ-82.1. Среди сторонних производителей — «Амкодор»-702ЕА-01. Аппарат оборудован для операций с грунтом, её можно использовать при работе с агрессивными и вредными для человека веществами.
Отзывы механизаторов
Анатолий, 42 года. «Пользуюсь трактором уже более трёх лет. Машину покупал новую и ждал поставку с завода. В модели хорошо продумана компоновка, но огорчает плохая шумоизоляция и отсутствие кондиционера — летом от жары не спасают даже открытые окна».
Владимир, 50 лет. «Закупал несколько аппаратов для коммунальных служб. МТЗ-92П задействовали для уборки улиц от снега и мусора. Трактор неприхотлив в обслуживании, легко ремонтируется, на него просто достать запчасти, что важно для владельцев техники».
Видео
Универсальный трактор МТЗ-92П — отличный помощник в хозяйстве. Благодаря отличным характеристикам он легко справляется со стоящими перед ним задачами. Простота конструкции позволяет ремонтировать аппарат практически в полевых условиях.