Трактор Т-100: как устроен, предназначение, модификации

Гусеничный трактор Т-100: модификации

желтый трактор т-100 Трактора

Начиная с середины шестидесятых годов XX века на строительных площадках СССР можно было встретить трактор Т-100.

Интерес, проявляемый к этой модели сегодня, далеко не академический. Недорогая и эффективная машина даже сегодня может стать помощником в хозяйстве.

Её история ещё не закончена. В период индустриализации, проводившейся правительством СССР с середины тридцатых годов XX века, возросла потребность в тракторах.

Требовались машины различных классов и назначений, способных трудиться на полях, и в ограниченном пространстве строительных площадок. Возможностей существующих предприятий не хватало для удовлетворения нужд промышленности и сельского хозяйства.

Для улучшения ситуации в 1929 году было начато строительство Челябинского тракторного завода. Оно шло быстро и закончилось в 1933 году.

Рождённый в муках

зеленый т-100 Из современных, по тем временам, цехов предприятия, продукция мирного назначения выходила недолго.

Начавшаяся в 1941 году война заставила завод сконцентрироваться на выпуске техники военного назначения. С окончанием боевых действий потребность в тракторах увеличилась.

Они были необходимы для разрушенных городов и промышленности. Поначалу делалась ставка на производство довоенных моделей, но они быстро устаревали.

Конкуренцию Челябинским моделям составляли трактора ВТ, выпускаемые в Волгограде. С середины пятидесятых годов конструкторское бюро ЧТЗ начало напряжённо трудиться над проектом гусеничного трактора, способного заменить модели со слабыми двигателями.

Ошибок, задержавших запуск новой техники в производство, избежать не удалось. В результате объединённых усилий людей в 1963 году появился гусеничный трактор Т-100.

Долгая жизнь

трактор т-100 с отвалом Удачная модель оправдала надежды создателей. В нескольких модификациях она производилась вплоть до начала восьмидесятых годов, став массовой в своём классе.

Наиболее распространённой стала модификация Т-100М. Популярность сравнивают разве что с моделью ДТ-75, использовавшейся в сельском хозяйстве.

Но если ДТ-75 стал основой для новой модификации трактора ВТ-100, то ЧТЗ прекратил выпуск техники, которая была признана устаревшей. Тем не менее, многие экземпляры Т-100 и сегодня в строю.

Правда и вымысел

трактор т-100 Спустя много лет после окончания производства трактора, его история и описания обросли легендами. В основе этих легенд далеко не всегда лежат реальные факты. Разберемся по порядку:

  1. Т-100 – другое название модели С-100. И да и нет. Эти трактора близки по конструкции. В этом легко убедиться, сравнив технические характеристики С-100 и Т-100, описания, габариты и вес. Одинаковыми будут следующие параметры:
    — Тяговое усилие, которое составляет 6000 кг.
    — Число передач – пять вперёд и четыре назад.
    — База – 2270 мм.
    — Колея – 1880 мм.
    — Дорожный просвет – 391 мм.
    — Ёмкость топливного бака – 235 л.
    — Удельное давление на грунт – 0,47-0,48 килограмма на квадратный сантиметр.
  2. Но мотор КДМ-100, устанавливавшийся на ранней модели, оказался не слишком удачным. Для нового трактора выбран двигатель Д-108. Он мощнее – 108 л. с. против 100 л. с., и расходовал меньше топлива – 175 г/л. с. ч. против 208 г/л. с. ч. Запуск производился с помощью работающего на бензине пускового агрегата П-23.
  3. Близкий родственник танка. Есть мнение, что в конструкции гусеничного трактора Т-100 использованы технические решения, характерные для советских танков того периода. Это заблуждение. Строительство ЧТЗ велось с привлечением специалистов из США, а в качестве базовых образцов для создания первых моделей использовались зарекомендовавшие себя трактора компании Caterpillar. Для экономии времени копировались узлы и агрегаты. Это было непросто, поскольку в Америке использовалась дюймовая система, и пришлось спешно пересчитывать размеры деталей под принятую в СССР метрическую систему. Несмотря на возросшую мощность, массу и габариты, в конструкции трактора Т-100 применены технические решения предшественников – С-60 и С-80, в которых легко прослеживаются идеи Caterpillar.
  4. Образец надёжности. Таковой популярную модель Челябинского завода не назовёшь. Компоненты с ограниченным ресурсом и требуют бережного обращения. Другое дело – ремонтопригодность. Ей было уделено внимание при разработке конструкции. Большинство операций по ремонту и обслуживанию удаётся выполнить, не располагая высокоточным оборудованием и квалифицированным персоналом. Такой подход разработчиков создал Т-100М репутацию неубиваемой техники.
  5. Уступал моделям импортной техники. Для своего времени это весьма прогрессивная конструкция. По техническим характеристикам трактор Т-100М находился на уровне мировых стандартов. Спустя пять лет после начала производства модель получила на международной выставке золотую медаль.
  6. Недостаточно мощный. 108 л. с. полученные от мотора Д-108, рабочий объём которого составлял 15,5 литра, по современным меркам не выглядят впечатляюще. Для трактора важнее не мощность, а параметры крутящего момента, с этим было всё в порядке. У силового агрегата, обороты которого достигали 1070 об/мин, крутящий момент превышает 800 Н.м. Технические характеристики Т-100М соответствовали требованиям времени.
  7. Низкая комфортность. Подвеска трактора выполнена по полужёсткой схеме. Это значит, что рессоры только в передней части, а сзади рама крепилась к гусеничным тележкам через шарниры. Принудительная вентиляция рабочего места бульдозериста осуществлялась за счёт того, что двигатель забирал воздух из кабины. Отзывы трактористов говорят однозначно: подобная система становилась источником сильного шума. В этом отношении модель ощутимо уступала гусеничным тракторам ВТ.

Без компромиссов

желтый т-100 Немало людей, готовых мириться с недостатками трактора Т-100М, продолжают эксплуатировать легендарную технику.

Это возможно благодаря большому количеству выпущенных экземпляров, ремонтопригодности модели и доступности запасных частей. Но решив сесть за рычаги созданной полвека назад машины, нужно подготовиться физически и морально.

Червоненко Александр Викторович
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
ТракторВорк.ру
Добавить комментарий