По окончании Великой Отечественной войны требовалось срочно пополнить парк пропашных тракторов, использовавшихся в сельском хозяйстве.
В короткие сроки на производство поставлена модель КД-35. Спешка – не помощник, при разработках допущены ощутимые просчёты.
Даже модернизации, где появилась модификация КДП-35, не помогли исправить положение. Осознавая недостатки выпускавшейся техники, специалисты Липецкого завода спроектировали гусеничный трактор Т-38.
В основе лежали решения использованные на модели КДП-35, это уже качественно иная техника. Трактор не лишен недостатков, основным из которых был недостаточно мощный силовой агрегат.
Параметры и технические характеристики
Чтобы оценить трактор Т-38, стоит изучить технические характеристики и описание конструкции. Популярная модель оснащалась:
- Торсионной подвеской гусеничных тележек, где механизатору обеспечивался комфорт.
- Двойными конечными передачами с дополнительными редукторами, увеличивавшими просвет до 610 мм.
- Коническими подшипниками катков, защищёнными от попадания грязи торцевыми уплотнениями. Смазка для этих подшипников подавалась через специальную централизованную систему. Благодаря такой особенности, время обслуживания ходовой части сократилось в 3 – 4 раза.
- Раздельно агрегатной навесной системой, функционирующей за счёт одного или двух выносных цилиндров. Это позволило комплектовать трактор Т-38 навесным и буксируемым сельскохозяйственным оборудованием.
- Валом отбора мощности зависимого типа с постоянным числом оборотов.
- Трансмиссией с ручным управлением, имеющей пять передач переднего и одну передачу заднего хода, где достигалась скорость 9,7 км/час.
- Комплектом гусениц: стандартных, шириной 200 мм, и дополнительных шириной 280 мм. Последние эксплуатировали машину на рыхлом грунте.
- Дизельным силовым агрегатом Д-40 мощностью 45 л. с., крутящим моментом 16,3 кГм. Старт производился с помощью бензинового пускового двигателя ПД-10М.
Внимание было уделено снижению центра тяжести. Отзывы тех, кому довелось эксплуатировать эту модель, говорят однозначно: трактор двигался поперёк пашни, при опыте механизатора преодолевал препятствия.
Неслучайно трактор выбран в качестве транспортного средства, обслуживающего знаменитую дрейфующую станцию Северный полюс-13. Всё же энерговооружённости не хватало.
Дальнейшая модификация
Разработчики учли главные недостатки детища, выполнили ряд доработок, и в 1961 году появилась следующая модификация – трактор Т-38М.
Главным стало увеличение мощности силового агрегата до 50 л. с. Максимальная скорость возросла до 10,3 км/час.
Сделанные модернизации не позволили улучшить характеристики машины. Тем не менее долго производили на Липецком, Владимирском заводах, выпустили общим количеством 26 300 единиц в модификации Т-38, 103 800 единиц в модификации Т-38М.
Пробыв на конвейере с 1958 по 1973 год, уступила место современной и производительной технике.
На заслуженном отдыхе
Сегодня некогда популярную модель встречают в музеях и на постаментах. Интерес проявляют не практический, а исторический.
Поскольку выпуск машины давно прекращён, то проблемы с обслуживанием и запасными частями делают эксплуатацию нецелесообразной.
Не найти в сети отзывы о работе некогда распространённой техники. Ведь использовавшие механизаторы уже давно на пенсии, как и сам трактор Т-38. Но память о ветеране отечественного машиностроения ещё жива. Читайте также: трактор Т-150.