Одним из популярных тракторов среди механизаторов считается — МТЗ-1025 «Беларус». Универсальная машина органично впишется в технопарк:
- частных фермерских хозяйств;
- аграрных холдингов.
Хотя аппарат и разработан для работы в поле, его задействуют также:
- в коммунальной сфере;
- строительстве.
Спектр выполняемых задач в данных областях зависит от навесного оборудования.
История создания
МТЗ-1025 — это усовершенствованная серия «1000».
- Первая модель этого класса сошла со сборочной линии завода в 1996 году.
- После внесения изменений в базовую конструкцию минские тракторостроители приступили к выпуску МТЗ-1025. Первую обновлённую модель собрали в 2004 году.
- Несколько модификаций серии предприятие выпускает и сейчас.
Рабочие параметры
Компактные тракторы «1025» серии причисляют к тяговому классу 1,4. В таблице приведены основные технические характеристики аппарата.
Таблица № 1. Параметры трактора
Наименование | Значение |
Мощность, л.с. (кВт) | 104,7 (77,0) |
Расход горючего, г/(кВт·ч) | 236 |
Скорость, км/ч (вперед/назад) | 36,6/17,2 |
Крутящий момент, Н·м | 384 |
Дорожный просвет, мм | 465 |
Масса эксплуатационная, кг | 4480 |
Габариты, мм Д×Ш×В | 4200×1970×2820 |
Силовой агрегат
На трактор устанавливают дизель «ММЗ» Д-245 — рядный четырёхцилиндровый двигатель, имеющий:
- турбонаддув;
- жидкостное охлаждение.
Как и все ДВС этого семейства, дизель неприхотлив в обслуживании и к качеству заливаемого топлива.
Силовой агрегат:
- стабильно работает на зарубежных и отечественных марках солярки;
- имеет высокую производительность;
- обладает экономичностью.
Запуск двигателя производят электростартером на 24 В, выдающим 6 кВт. Характеристики двигателя:
- номинальная частота вращения коленвала — 2200 об/мин;
- диаметр цилиндра/ход поршня — 110/125 мм;
- рабочий объем — 4,75 л;
- экологический стандарт — Stage 0 (Stage I для модифицированного двигателя).
Чтобы облегчить пуск холодного двигателя, в конструкции предусмотрен электрофакельный подогрев.
Коробка скоростей
На трактор устанавливают четырёхдиапазонную синхронизированную коробку передач.
- Механика выдаёт 16 скоростей для движения вперёд и 8 — назад.
- Скорость машины, соответственно составляет — от 2,3 до 37 км/ч в прямом направлении, и от 4 до 17 км/ч в обратном.
- Крутящий момент на первичный вал коробки передаёт фрикционная однодисковая муфта сцепления постоянно-замкнутого типа.
Ходовая
МТЗ-1025 оснастили полным приводом для улучшения проходимости и тяговых характеристик. Кроме этого, можно регулировать расстояния между колёсами.
Вариативность параметра необходима при проведении агротехнических мероприятий на посевных площадях с различными размерами междурядий.
Передние колёса выставляют в пределах 1445-1990 мм, задние — 1430-2100 мм. Размер покрышек:
- передних — 360/70R24, 11,2R24;
- задних — 15,5R38, 18.4R34, 9.5R42, 11,2R42.
Трансмиссия, мосты
Передний привод работает в двух режимах — автоматическом и включённом принудительно.
- В первом случае крутящий момент на колёса подаётся, когда задние пробуксовывают. Кроме того, передний мост можно отключить.
- Задний привод оснащён колёсными планетарными редукторами и самоблокирующимся дифференциалом, которым управляет электроника.
В этой серии установили усиленные полуоси, способные выдержать большие нагрузки по сравнению с предыдущими моделями.
Тормоза (рабочие, стояночные) — сухие дисковые. По отдельному заказу на заводе могут поставить «мокрую» систему, работающую в масляной ванне. Тормоза прицепа пневматические.
Оснащение
Механизаторов в обзоре, кроме технических параметров, интересует и техническое оснащение машины. От того, какие опции предусмотрены в конструкции аппарата, зависит количество функций и удобство:
- в эксплуатации;
- в обслуживании.
Кабина
На «1025» серию устанавливают кабину типа УК (усиленную), либо тент-каркас.
Кабина типа УК:
- обеспечивает защиту от осадков;
- имеет отопитель;
- предусмотрена установка кондиционера.
Объём кабины увеличили за счёт изменения ширины и длины. Ветровые стёкла оборудовали электрическими очистителями.
Сиденье механизатора оснастили пневматическим амортизатором и регулировками положения в трёх плоскостях.
- Амортизатор снижает воздействие вибрации на оператора.
- Благодаря регулировкам можно подстроить сиденье под телосложение водителя.
Изнутри кабина обшита декоративными шумопоглощающими панелями. Воздуховоды системы вентиляции, расположили в районе боковых окон и оборудовали фильтрами с функцией самоочистки.
Главный пост управления выполнен лаконично, не имеет лишних приборов. Он обеспечивает комфортную работу механизатора.
Гидронавесной механизм
Для агрегатирования трактора с навесными орудиями в его конструкции предусмотрен трёхточечный соединительный механизм. Узел состоит:
- из телескопических тяг;
- гидравлических цилиндров.
Они надёжно фиксируют:
- дополнительные орудия;
- регулируют их положение;
- переводят в транспортное либо рабочее состояние.
«Минский тракторный завод» предлагает в качестве дополнительной опции оборудовать машину автоматической сцепкой СА-1. Её устанавливают на переднее или заднее навесное устройство для быстрого монтажа дополнительных орудий.
К тому же, гидросистема трактора имеет три свободных пары выводов, которые нужны для задействования приводов исполнительных механизмов.
Навесные орудия
Трактор выполняет агротехнические или инженерные работы в связке с дополнительными инструментами. В сельском хозяйстве применяют:
- плуги, бороны, культиваторы;
- сеялки/сажалки;
- уборочные механизмы;
- косилки;
- грабли.
Исполнения
«Беларус» 1025 серии выпускают в нескольких модификациях.
- В обозначении модели это отражено цифрой, записанной через точку после указания типоряда машины.
- МТЗ-1025 производят 2, 3, 4, 5, 6 исполнения.
Все они имеют:
- одинаковую конструкцию и оснащение;
- различные системы питания двигателей.
По мере возрастания индекса дизель соответствует более жёстким экологическим стандартам, регламентирующих содержание токсичных веществ в выхлопных газах.
Капот модели МТЗ-1025.2 принципиально отличается от других модификаций. Он представлен прямыми, рубленными формами, тогда как остальные получили плавные очертания.
Нюансы эксплуатации
Пропашные тракторы МТЗ-1025 разработаны для выполнения полного спектра агротехнических мероприятий. Конструкторы предусмотрели возможность сочленения аппарата с такими видами оборудования, как:
- навесное;
- прицепное;
- полунавесное.
Дополнительные механизмы и тяговая способность в 1,4 т.с. позволяют задействовать машину в аграрной, коммунальной и муниципальной сферах.
«1025» серия хорошо зарекомендовала себя в животноводческом секторе. Трактор задействуют при заготовке кормов совместно:
- с кормозаготовительными комбайнами;
- косилками;
- прицепами.
В строительстве применяют:
- гидравлические погрузчики;
- навесные экскаваторы;
- фронтальные отвалы.
В лесозаготовительной сфере МТЗ-1025 агрегатируют:
- с манипулятором;
- трелёвочным механизмом.
Плюсы и минусы
Конструкторам «МТЗ» удалось создать трактор с высокой степенью унификации деталей и узлов. Взаимозаменяемость:
- ускоряет ремонт;
- уменьшает время простоя техники.
Механизаторы называют следующие достоинства.
- Универсальность конструкции. Аппарат справляется с возложенными на него задачами во всех сферах народного хозяйствования.
- Доступная цена. Отсутствие сложной электроники и применение компонентов собственного изготовления заметно снижают себестоимость.
- Приемлемый расход ГСМ.
- Ремонтопригодность. Отремонтировать трактор можно даже в необорудованном гаражном боксе.
- Длительный срок службы. При должном уходе МТЗ-1025 способен выработать ресурс в несколько раз.
Модели этой серии не лишены и недостатков.
- Замечено, что двигатели машин ранних годов выпуска перегревались при работе в жаркую погоду.
- Связано это с тем, что дизелю Д-245 добавили лошадей за счёт установки на него турбины, а систему охлаждения не изменили.
Проблему решили заменой радиатора на более производительный.
К сожалению, в базовой комплектации отсутствует кондиционер. Его устанавливают на заводе по отдельному требованию, либо после покупки машины в сервисных центрах.
Обслуживание
Своевременное проведение предупредительного техобслуживания — залог безотказной работы машины.
- Первоначально трактор подлежит обязательной обкатке при неполной нагрузке.
- За это время произойдёт притирание рабочих поверхностей с образованием мелкой металлической стружки.
После обкатки меняют масла:
- в двигателе;
- коробке передач;
- приводных мостах.
Когда трактор войдёт в нормальный режим работы, для его механизмов проводят номерные и специальные ТО.
Планово-предупредительные обслуживания необходимы для безаварийной работы техники, а также своевременного диагностирования неисправностей.
Изготовителем указаны следующие виды ТО:
- ежесменное — проводят перед началом работы;
- № 1 — выполняют через 125 часов;
- № 2 — 500 ч;
- № 3 — 1000 ч;
- специальное — каждые 2000 ч;
- общее — при необходимости;
- сезонное — проводят при переходе к осенне-зимней (ТО-ОЗ) и весенне-летней (ТО-ВЛ) эксплуатации;
- для постановки на хранение — машину консервируют при планировании длительного простоя.
Настройка плуга
Плуг относится к навесному типу дополнительного оборудования. Его подсоединяют к трёхточечному сцепному механизму.
Для плуга установлено два типа регулировок: транспортная и рабочая.
Порядок предварительной настройки:
- Плуг навешивают на заднее сцепное устройство.
- Под колёса устанавливают подкладки, опускают орудие так, чтобы лемеха коснулись опорной поверхности.
- Опускают опорное колесо вниз, затягивают его крепление.
- Выравнивают раму относительно горизонтали.
- Раскосы устанавливают соосно с фронтальными отверстиями в продольных тягах.
- Ослабляют контрольные цепи, так, чтобы они провисли, но не сильно болтались.
- Выставляют интервал между шарнирными осями в 51 мм. Для этого регулируют расстояние между проушинами левого раскоса.
Непосредственно при работе проверяют глубину вспашки. Если замеры по краям показали, что она не одинаковая, удлиняют или укорачивают переднюю тягу.
Одновременно с этим центральная опора должна располагаться вдоль продольной оси трактора, а цепи быть ослабленными.
Дополнительная информация! От правильности настройки плуга зависит качество обработки почвы и расход топлива.
Регулировка клапанов
При работе дизеля происходит изменение зазора между клапанами и коромыслами. Это приводит:
- к появлению шума;
- снижению приемистости двигателя.
Регулировку выполняют в следующей последовательности.
- Демонтируют клапанные крышки.
- Проверяют фиксацию стоек валика коромысел.
- Устанавливают по меткам поршень первого цилиндра в ВМТ при такте сжатия.
- Ослабляют контргайки соответствующих клапанов, выставляют нужный зазор, вращая регулировочный винт.
- Затягивают отпущенные гайки, контролируя настройку. Если зазор меняется, процедуру повторяют с учётом поправок.
- Настраивают остальные зазоры, выставляя поршни других цилиндров в ВМТ при такте сжатия.
- Сборку выполняют в обратной последовательности.
Цена и аналоги
Новая машина стоит в пределах 1,9-2,1 млн. руб. Цифра зависит от поставщика и предустановленного оборудования.
Желающие купить МТЗ-1025 на вторичном рынке заплатят примерно 50-70% от цены новой машины. На сумму влияет:
- общее состояние трактора;
- внешний вид;
- изношенность деталей и узлов.
Из аналогов «МТЗ» схожи по параметрам модели — серий: 952, 892 и 1021. Среди зарубежных тракторов по техническим характеристикам подходит аппарат китайского производства YTO-X904.
Видео
Трактор МТЗ-1025 — один из лучших среди линейки продукции минских машиностроителей. В нём удачно сочетаются сила и компактность.
При скромных размерах, аппарат имеет хорошую тяговую способность, запас прочности, возможность работы с дополнительными орудиями.