МТЗ-60: технические характеристики трактора, фото, цена

Экспортный МТЗ-60: описание, технические характеристики

Трактора

Сегодня я хочу рассказать об одной неизвестной модели из раннего семейства минских тракторов. МТЗ-60 сложно было увидеть на полях в советское время, а уж сейчас и подавно, ведь его выпускали преимущественно на экспорт.

По сути, это всё тот же МТЗ-50, ставший легендой, но с более мощным мотором.

Задействовали машину для обработки полей, в строительстве, коммунальных хозяйствах.

Рабочие параметры

В послевоенные годы сельское хозяйство и промышленность остро нуждались в замене тягловой силы и ручного труда на механизированные самоходные орудия. Это стало предпосылкой к разработке универсального пропашного трактора МТЗ-2, который лежит в основе МТЗ-60.

Сама машина, о которой идёт речь, полностью скопирована с «50» серии, за исключением двигателя. В базовой модели минские машиностроители применили слабосильный дизель собственного производства Д-50, а в экспортном варианте предусмотрели СМД-12 «Харьковского машиностроительного завода», выдающий 65 л.с.

Беларус 60

Таблица № 1. Технические характеристики

Параметр Значение
Двигатель СМД-12
Мощность, л.с. (кВт) 65 (47,8)
Тяговый класс 1,4
Скорость, км/ч 30
Дорожный просвет, мм 465
Минимальный радиус поворота, м 2,5

Компоновка

Хотя МТЗ-60 причисляют к «первенцам» «Минского тракторного завода», конструкция аппарата с тех пор не изменилась.

  • Машина состоит из полурамы и остова. Последний формируют корпуса сцепления, коробки скоростей и заднего моста.
  • Масса двигателя распределена между остовом и полурамой.
  • Кабина сдвинута по оси трактора ближе к задней части. Это даёт беспрепятственный доступ для обслуживания дизеля и его ремонта.

На МТЗ-60 установили модный на то время штампованный капот с округлыми формами и металлическую радиаторную решётку с большими вентиляционными отверстиями. Головную оптику закрепили на выносных кронштейнах, прикрученных к полураме, к которой также крепится передний мост.

 

Двигатель

На экспортный МТЗ-60 установили дизель СМД-12 производства «ХМЗ». Подробных технических характеристик модели найти не удалось. Приведем те, которые есть в открытом доступе.

Таблица № 2. Параметры СМД-12

Наименование Значение
Частота вращения коленвала, об/мин 1700
Количество цилиндров, шт 4
Расход топлива, г/(кВт·ч) 225-240
Охлаждение Жидкостью
Способ смесеобразования Вихревая камера
Максимальный вращающий момент, Н·м 230
Масса двигателя, кг 460

Дизель запускали дистанционно с помощью электростартера. Для облегчения холодного пуска в его конструкции предусмотрели систему электрофакельного подогрева.

Технические жидкости

Для приведения в движение двигателя используют обычное дизтопливо. В системе питания мотора предусмотрены два фильтра (тонкой и грубой очистки), которые позволяют заливать горючее даже низкого качества.

Для экспортного варианта это было актуально, ведь отправлять его планировали в развивающиеся страны. Ёмкость топливного бака составляла 100 л, что обеспечивало трактору свыше 10 часов работы без дозаправки.

Кроме топлива в агрегаты и узлы аппарата заправляют и другие технические жидкости:

  1. Масло в топливный насос — 0,2 л.
  2. Охлаждающая жидкость — 20 л.
  3. Масло для смазки двигателя — 12 л.
  4. Рабочая жидкость в агрегатную гидросистему — 20 л.
  5. В гидроусилитель руля — 6 л.

Трактор мтз 60

Электросистема

Штатное электрооборудование представлено стандартным набором компонентов:

  • генератор;
  • стартер;
  • свечи накаливания;
  • элементы управления.

Для удобства механизатора трактор оборудовали фарами головного света, очистителями ветрового стекла. Стартер напряжением 12 В, выдавал мощность в 3,3 кВт. Тормозной момент узла составлял 70 Н·м, а холостые обороты — 500 об/мин.

Гидравлическая система

Трактор оборудовали раздельно-агрегатной гидросистемой. Она нужна для агрегатирования машины с навесными и полунавесными сельхозорудиями.

  • Система состоит из шестерёнчатого насоса НШ-32У-3, гидрораспределителя, исполнительных гидравлических механизмов и соединительных магистралей.
  • Производительность нагнетателя при давлении рабочей жидкости 16 МПа составляет 68,8 л/мин, что соответствует номинальной мощности в 26,6 кВт.
  • Три пары гидровыводов подключены к золотниковому распределительному механизму.

Силовая передача

Трансмиссия машины представлена однодисковой муфтой сцепления, КПП, задним приводным мостом. Принцип работы первой — сухой, постоянно замкнутый.

От муфты вращение передаётся на механическую коробку передач, которая позволяет трактору передвигаться вперёд на 9 скоростях, а назад на 2. Для понижения частоты вращения применили дополнительный вал.

Задний приводной мост оснастили дифференциалом с блокировкой.

  • Механизм облегчает совершение манёвров на ограниченном пространстве и увеличивает проходимость на заболоченных участках.
  • Блокировку включает механизатор нажатием на соответствующую педаль в кабине.
  • Передний мост с управляемыми колёсами сделан в виде балансира с полужёсткой подвеской, что несколько «смягчает» тряску при езде по бездорожью.

Интересно, что переключение скоростей происходит без разрыва крутящего момента. Это благоприятно сказывается на расходе топлива и улучшает проходимость аппарата.

 

Ходовая и система управления

Задние колеса закреплены на осях с помощью «клеммовидных соединений». Крепёж позволяет бесступенчато регулировать колею. Расстояние между передними колёсами так же можно настроить под текущие нужды, но с шагом 100 мм.

Тормозная система раздельная для правого и левого борта представлена сухими дисками, закреплёнными на валу главной передачи. Привод управляющих колёс — червячный с гидроусилителем.

Габариты

МТЗ-60 нельзя назвать обладателем внушительных размеров. Тесная кабина и компактное расположение узлов позволили сконцентрировать в ограниченном объёме нужное количество лошадиных сил для выполнения стоящих перед «экспортником» задач.

Таблица № 3. Габариты МТЗ-60

Наименование Значение
Рабочая масса, кг 3100
Колея, мм По передним и задним колёсам — 1200-1800
Колёсная база, мм 2370
Размер покрышек Перед — 200-508 (7,5-20′);

Зад — 330-965 (13,6/12-38′)

Габариты Д×Ш×В, мм 3850×1970×2450

Для работы на сельхозугодьях трактор агрегатировали с навесными инструментами.

  • Орудия применяли для вспашки земли, бороновании, культивирования.
  • Активные механизмы могли сажать, сеять растения или собирать урожай.
  • МТЗ-60 задействовали в транспортных работах в тандеме с прицепами и полуприцепами. Совместно с косилками аппарат применяли для заготовки кормов животным.

Исполнения

Следует уточнить, что МТЗ-60 имеет ряд смежных модификаций.

  • Базовая модель всех исполнений — это МТЗ-50 с двигателем Д-50.
  • Следующая в модельном ряду стоит «52» серия. Основное изменение в конструкции коснулось привода. Аппарат оснастили ведущим передним мостом и раздаточной коробкой. У трактора повысилась проходимость и устойчивость на податливых грунтах.
  • МТЗ-62 позаимствовал конструкцию предыдущей модели, но с двигателем СМД-12. Последний аппарат также производили для экспорта.

На основе базовой модели выпускали узконаправленные машины, предназначенные для работы на рисовых или хлопковых полях, а также на участках, расположенных под углом к горизонту.

В зависимости от исполнения, моделям присваивали соответствующую литеру, которую записывали после серии.

 

Плюсы и минусы

Сейчас уже сложно узнать о преимуществах или недостатках машины у механизаторов, которые её эксплуатируют. Но, из доступных записей, можно выделить положительные стороны модели.

  1. Хороший запас моторесурса. Производители заложили срок эксплуатации двигателя в пределах 5000 моточасов. Однако, как утверждали пользователи техники, при должном уходе он работал гораздо больше.
  2. Доступность навесного оборудования.
  3. Высокая ремонтопригодность. Благодаря унификации на МТЗ-60 подходят узлы и детали с других моделей.
  4. Неприхотливость в обслуживании.

Наравне с плюсами, среди описаний, владельцами указан ряд недостатков.

  1. Тесная кабина. В стеснённом пространстве механизатору с комплекцией выше средней было уже тяжело чувствовать себя комфортно.
  2. Плохая герметизация и шумоизоляция. В кабину проникала пыль при работе на сухих грунтах, а звук работающего двигателя ничем не приглушался.
  3. Необходимость постоянно регулировать сцепление. Как правило, даже трепетное отношение к этому узлу и точно выверенные настройки, не могли продлить срок службы фрикционного диска больше, чем на сезон.

Цена и аналоги

Сейчас уже трудно сказать, сколько стоит новый трактор. Модель давно снята с производства, а законсервированные остатки со склада распроданы.

Но на вторичном рынке ещё можно найти похожий аппарат с затёртой табличкой на которой выбито «МТЗ-60». Однако, «родных» деталей, а особенно двигателя, там нет. Стоить машина будет от 80 до 200 тыс. руб. в зависимости от состояния. Покупать дешевле ржавый остов не имеет смысла — ремонт и восстановление обойдутся дороже.

По схожим характеристикам можно указать машины «80» серии либо модели ЮМЗ (6АКМ40.2, или 8040.2.) АГРОМАШ (60ТК, 85ТК).

Видео

В заключении резюмируем, что в Союзе к моделям, которые отправляли на экспорт был несколько другой подход в плане изготовления и контроля.

Для МТЗ-60 применяли более прочные материалы, качество сборки было на высоте и лакокрасочное покрытие не облезало после года эксплуатации. Механизаторы, которым повезло работать на этой машине, в один голос заявляли о её превосходстве над аналогами/

Червоненко Александр Викторович
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
ТракторВорк.ру
Добавить комментарий